В селе Чукалы Большеигнатовского муниципального
района Мордовии в субботу, 10 июля, состоялся традиционный эрзянский
праздник «Раскень Озкс» («Родовое моление»). Для участия в мероприятии
прибыли Эрзя со многих российских регионов.
«Раскень Озкс» собрал представителей диаспоры из России, Украины и
Финляндии, всего собралось около 7000 человек.
10 июля в селе Чукалы Большеигнатовского района состоялся ежегодный
эрзянский праздник «Раскень Озкс» (Родовое моление). Место проведения
торжества выбрано не случайно. Согласно преданию здесь захоронено 11
тысяч Эрзянских воинов, павших после битвы с ногайцами. Под курганом в
братской могиле находится саркофаг с останками.
Моление приверженцев Марийской традиционной религии состоялось на горе Чумбылата в Советском районе Кировской области 11 июня.
На церемонии вознесения молитв легендарному князю-богатырю марийцев
Чумбылату присутствовали также воскрешающие древнеславянскую религию
неоязычники-родноверы и мусульманин, потомок пророка Мухаммеда.
Марийцы являются, пожалуй, единственным народом в Европе, у которого сохранилась традиционная вера предков (МТР) – Марий Юмын йÿла. По статистике, более 15 процентов жителей Марий Эл считают себя приверженцами МТР. Впрочем, жрецы-карты утверждают, что в священные
... Читать дальше »
Группа из небольшого саамского селения Вуотсо, что не далеко от Инари. В составе группы ребята не старше 22 лет. В 2009 году с песней Ii idit vel (Еще не утро) - клип на эту песню вы только что посмотрели - группа выиграла Международный саамский песенный конкурс Sami Grand Prix, а так же стала победителем европейского песенного конкурса Liet в Нидерландах. В конце февраля 2010 года, презентовали первый полноценный альбом Ii idit vel.
Представляем Вашему вниманию культурные новости наших балтских соседей -
беларусов-кривичей.
В окрестностях Могилева у Палыкавицкого источника,
как и тысячу лет назад, стоит Змеева Гора - старинное Кривское
святилище. Эти места письменно упоминаются с 1552
года, когда волшебный Палыкавицкий источник принадлежал могилевскому
старосте Станиславу Кезгайлу. С
течением времени менял
... Читать дальше »
Струнные, духовые… глиняные, инструменты из бересты… Здесь и шаманский бубен, и волынки, и кантеле. Всего около 50 инструментов, на которых испокон веков играют музыканты прибалтийско-финских народов. А изготовили их карельские мастера.
- Многие музыканты, многие молодые люди сейчас играют в ансамблях, им требуются традиционные инструменты, которые играли бы постоянно, стабильно и стройно, – говорит мастер по изготовлению традиционных народных инструментов Дмитрий Дёмин. – Главный интерес: как сделать инструмент таким образом, чтобы он отражал и традицию – и внешне, и звуком, но, в то же время, был стабилен в игре.
Московиты долго крестили и славянизировали финно-угров: эрзю, коми, удмуртов, карел и все они вступили в тесный контакт с Москвой, и стали неотъемлемой её частью. Они усвоили христианскую религию и язык колонизаторов. И лишь один из этих народов до конца так и не покорился московитам — это были луговые марийцы.
История не сохранила документов
рассказывающих о мировоззрении и вере
древнего народа Меря. Но существует
множество средневековых свидетельств и
преданий, о том, что язычники Меряне
мигрировали с Ростовской и Ярославской
земли (и очевидно с Владимирской и
Ивановской) на восток за Волгу от Московского крещения и
славянизации к своим ближайшим
родственникам Марийцам (Черемисам). Большая
часть Марийцев так и не подверглась
насильственной славянизации и сумела
сохранить свою древнюю культуру и веру. На
её основе можно реконструировать верования
и родственной им древней Мери.
Представляем вашему вниманию
рассказ о языческом марийском молении
напечатанный в апрельском номере журнала
"Гео" http://geo.ru
В центре России, на левом берегу
Волги, между Каз
... Читать дальше »