Атлас истории меря
| |
Шом-толгай | Дата: Суббота, 12.03.2011, 12:25 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| Вот моё видение основной проблемы мерянской истории: куда они делись?; почему не сохранились как народ? Мне представляется, что широкое вовлечение мери в политическую жизнь Восточной Европы определило разнонаправленность политических и культурных устремлений её "продвинутых" и "традиционных" родовых и социальных групп. Часть мери инкорпорировалась в древнерусское общество и постепенно ассимилировалась. Другая часть пыталась сохранить самобытность на исконных землях. Но, тем самым, оказывалась в культурной и социальной изоляции. Третья группа, не желая терпеть притеснений - прежде всего религиозных, ушла к родственным костромским племенам, а по мере продвижения великокняжеских дружин - и далее за Волгу и на Ветлугу, где частично вошла в состав горных и ветлужских (северо-западных) мари. То есть этнос разделился на три группы, каждая из которых по своему решала вопрос адаптации к новым историческим условиям. Собственно мерянские черты дольше всех сохранили обособленные группы "Мерьских" станов ярославщины и костромской земли. Но они были малочисленны и постепенно, веку к 17-му, всё же ассимилировались с русскими, сохранив лишь часть лексики в "тайных" языках и жаргонах. Основываясь на археологических и антропологических данных позволил себе предположить так же появление в 11-12 вв. вокруг Костромы, а так же в западной части нынешней Ивановской обл. "славяно-мери" - особой этногруппы, составившейся из славян-язычников, бежавших из Ростовской земли вместе с мерей и в значительной степени ассимилировавшихся с нею. Можно предположить появление здесь и особого политического образования, просуществовавшего до 2-й пол.12в.
|
|
| |
Шом-толгай | Дата: Суббота, 12.03.2011, 12:27 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| Страничка из подготавливаемого атласа.
|
|
| |
velesich | Дата: Суббота, 12.03.2011, 13:15 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 12
Статус: Оффлайн
| большой формат - http://merjamaa.ucoz.ru/karta3.jpg
|
|
| |
merja | Дата: Суббота, 12.03.2011, 13:58 | Сообщение # 4 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 191
Статус: Оффлайн
| Шом-толгай, очень интересное видение. Но от себя замечу, всё же не верю в массовое заселение Владимиро-Суздальской земли славянами. Думаю что местное ф-у население просто постепенно перенимало славянский язык как язык межнационального общения. За то, что на всей территории В-С княжества до поздних времен жило мерянское население говорят сохранившиеся названия деревень легко переводимые с современного мари языка. Топонимы думается могут быть верным мерянским маркером. В отличие от гидронимов они не живут долго после исчезновения (перехода на другой язык) автохтонного населения. Вы написали - Страничка из подготавливаемого атласа. Будет продолжение?
|
|
| |
Шом-толгай | Дата: Суббота, 12.03.2011, 19:11 | Сообщение # 5 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| Для далеко идущих выводов сведений слишком мало. Исхожу из широкодоступных данных. Материал готовящегося Атласа сыроват и требует основательной доработки. Но раз речь зашла о топонимах, вышлю ещё одну страничку - с мерянскими названиями деревень возле Ростова. Таковые чётко группируются в определённой местности, не охватывая ростовской округи целиком. Вне этого явно этнического острова - лишь отдельные изолированные островки... http://merjamaa.ucoz.ru/_fr/0/2972811.jpg
|
|
| |
iogaivese | Дата: Воскресенье, 13.03.2011, 16:32 | Сообщение # 6 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Статус: Оффлайн
| Подобные кусты мерянских деревень говорят о том, что их жители относительно поздно перешли на славянский, в 17-18 веках. Точно сказать невозможно, ибо в России этнография более менее расцвела только в 19 веке. В остальных местах славянизация проходила быстрее. Точно такие же процессы происходили и происходят к примеру в Нижегородской области с мари и терюханами эрзя. Больше половины населения правого берега Волги ославяненные эрзя, живущие зачастую в деревнях и поселках с славянскими названиями.
|
|
| |
Местный | Дата: Вторник, 29.03.2011, 21:08 | Сообщение # 7 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Статус: Оффлайн
| Мне кажется не надо "огород городить", в истории очень много примеров "навязывания" сильным - правящим, но меньшинством, своей культуры малоправному большинству. Так как вся администрация и всё (все) что с ней связано разговаривало на славянских языках, то "низы" просто были вынуждены осваивать "правящий" язык и принимать часть культуры пришельцев. То что подавляющее большинство топонимов и гидронимов носит Ф-У названия как раз подтверждает это (а не опровергает). На местности где жили без "начальства", всё оставалось на своих местах и со своими названиями. Меря не вымерли, а просто живут в Нас потеряв большую часть культуры. Причём в массах остатки её "ушли" только в конце 19-го в начале 20-го века. Сейчас же остались крохи которые Мы должны собрать и сохранить. Добавлено (29.03.2011, 21:08) --------------------------------------------- Я ещё помню, как моя бабушка 1898 года рождения произносила малопонятные слова, или же совсем не понятные. Жила она в Павинском районе.
|
|
| |
merja | Дата: Вторник, 29.03.2011, 21:23 | Сообщение # 8 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 191
Статус: Оффлайн
| Местный, Совершенно верно. Меря потеряли свой язык относительно недавно по историческим меркам, лет 150-200 назад. На основе русских поволжских диалектов, профессиональных арго, топонимики, и родственных, марийского и вепского языков можно будет попытаться восполнить этот пробел. Но нужны грамотные лингвисты. Что до культуры, то опять же в русской традиционной культуре верхнего Поволжья сохранилось много мерянских элементов. Так что не все потеряно.
|
|
| |
Местный | Дата: Вторник, 29.03.2011, 22:42 | Сообщение # 9 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Статус: Оффлайн
| Интересно, занимается сейчас кто нибудь восстановлением Ф-У языков. Имею в виду конечно "мёртвые языки". Добавлено (29.03.2011, 22:41) --------------------------------------------- В советское время было много культурных экспедиций в глубинку, в том числе и Костромскую. Собирали песни, пословицы, сказки и т.п.. Есть ли где нибудь отчёты? Интересно. Добавлено (29.03.2011, 22:42) --------------------------------------------- Будет время повыкладываю то что есть. Песни, обычаи записанные в середине 19-го века
|
|
| |
merja | Дата: Вторник, 29.03.2011, 22:58 | Сообщение # 10 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 191
Статус: Оффлайн
| Восстановлением мерянского занимался Орест Ткаченко из Киева. Виталий Чернявский из Москвы занимается сейчас языком мурмы. Все же мурома по сравнению с мерей очень локальный проект. ИМХО только меря даст ключ к истории Московии. Будем искать людей которые займутся мерей, точнее они со временем сами найдутся) По этнографии Костромской земли есть публикации, но их надо искать. В том числе должны быть в сети. Если например вы займетесь этим вопросом, мы все тем самым продвинем общий фронт работ. Рук очень не хватает! Включайтесь в деятельность мерянского общества Мется Кунта
|
|
| |
Местный | Дата: Вторник, 29.03.2011, 23:12 | Сообщение # 11 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Статус: Оффлайн
| Буду искать. Что-то у меня есть. Будем работать.
|
|
| |
merja | Дата: Вторник, 29.03.2011, 23:25 | Сообщение # 12 |
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 191
Статус: Оффлайн
| Отлично Кстати вы же в Костроме живете, а у вас есть интересные краеведы. В частности издатель Евгений Шиховцев. Именно он пару лет назад издал в Костроме "Мерянский язык" Ореста Ткаченко. Вот его сайт http://kostromka.ru/kostroma/bibliography/ А здесь можно скачать книгу М.Я. http://costroma.k156.ru/ Костромичам сам Отец Неба - Юмал помогает в деле возрождения нашей культуры)
|
|
| |
iogaivese | Дата: Среда, 30.03.2011, 19:54 | Сообщение # 13 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Статус: Оффлайн
| радует, что в нашем полку прибывает
|
|
| |
Шом-толгай | Дата: Суббота, 02.04.2011, 19:20 | Сообщение # 14 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| Ответ на: Местный, 29.3.11. Не стоит недооценивать роль миграций. Под Ярославлем "прописались" не только славяне и варяги, но и ВЕСЬ. Под Рыбинском и Пошехонском, боюсь, она составила даже большинство, обставив в этом смысле словен и кривичей. Не стоит думать, что и другие финские народы Поволжья проявляли склонность к какой-то исключительной оседлости. Почитайте В.А.Акцорина: "Прошлое марийского народа в его эпосе". Саров, 2000. Особенно - гл.1: "Легенды о древнейшем переселении предков марийцев с запада". Здесь явные воспоминания о приходе части нынешних марийцев с мерянской территории. У крестьян Юрьевецкого р-на и у горных марийцев обнаружились даже схожие фамилии волжско-финского облика. В других главах этой уникальной книги развёртывается целый эпос переселений по самым разным направлениям, столкновений с соседями, освоения некогда глухих таёжных терриорий... Марийцев с правобережья Волги сдвинули степняки. Они, в свою очередь, столкнулись на С.-В. нынешней Марий Эл с удмуртами - тогда народом таёжным, непривычным к земледелию. Тем пришлось потесниться. На Ветлуге и в Яранском крае марийцы ассимилировали местных "чучу" (чудь). Ранняя история мери наверняка была схожа с описанной выше марийской. Засвидетельственный же марийскими преданиями уход части мерян в марийские земли косвенно подтверждает поселение славян на мерянских землях. Что касается ярко этнических островов мери у Ростова и у Костромы, то их длительное сохранение более логично объяснить не тем, что там мол "властей не было", а своеобразным договором между княжеской властью и мерянскими обществами. Возможно, более тяготеющие к лесным промыслам, чем славяне, они без особых волнений отступили с лучших земель на опушки лесов и заняли в феодальном обществе нишу бортников. Возможно, именно близость к княжеским центрам (и, при этом, к собственным историческим и культовым центрам) и зависимость княжеских доходов от экспорта мёда и воска обеспечили этим двум популяциям длительную экономическую автономию и дальнейшее поступательное этно-культурное развитие. Дальние же мерянские общества не могли похвастаться столь удачным стечением обстоятельств. Они, и впрямь, всё более и более становились зависимы "от властей", а их этническое самосознание размывалось. /.../ Если у кого есть другие версии - выкладывайте. Только, желательно, с привлечением конкретных исторических или этнографических фактов. Вырабатывать общие подходы нужно, но хотя бы на сколь-нибудь научной основе.
Сообщение отредактировал Шом-толгай - Среда, 06.04.2011, 17:37 |
|
| |
herubino | Дата: Вторник, 05.04.2011, 22:43 | Сообщение # 15 |
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 48
Статус: Оффлайн
| Quote (iogaivese) Подобные кусты мерянских деревень говорят о том, что их жители относительно поздно перешли на славянский, в 17-18 веках. Подобные кусты мерянских названий (деревни давно уже русские) больше говорят о том, как происходила славянизация. Без этимологического насилия.
Правда не обсуждается.
|
|
| |
|
|