Воскресенье, 24.11.2024, 22:41 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Атлас истории меря
Шом-толгайДата: Суббота, 12.03.2011, 12:25 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Вот моё видение основной проблемы мерянской истории: куда они делись?; почему не сохранились как народ? Мне представляется, что широкое вовлечение мери в политическую жизнь Восточной Европы определило разнонаправленность политических и культурных устремлений её "продвинутых" и "традиционных" родовых и социальных групп. Часть мери инкорпорировалась в древнерусское общество и постепенно ассимилировалась. Другая часть пыталась сохранить самобытность на исконных землях. Но, тем самым, оказывалась в культурной и социальной изоляции. Третья группа, не желая терпеть притеснений - прежде всего религиозных, ушла к родственным костромским племенам, а по мере продвижения великокняжеских дружин - и далее за Волгу и на Ветлугу, где частично вошла в состав горных и ветлужских (северо-западных) мари.

То есть этнос разделился на три группы, каждая из которых по своему решала вопрос адаптации к новым историческим условиям. Собственно мерянские черты дольше всех сохранили обособленные группы "Мерьских" станов ярославщины и костромской земли. Но они были малочисленны и постепенно, веку к 17-му, всё же ассимилировались с русскими, сохранив лишь часть лексики в "тайных" языках и жаргонах.

Основываясь на археологических и антропологических данных позволил себе предположить так же появление в 11-12 вв. вокруг Костромы, а так же в западной части нынешней Ивановской обл. "славяно-мери" - особой этногруппы, составившейся из славян-язычников, бежавших из Ростовской земли вместе с мерей и в значительной степени ассимилировавшихся с нею. Можно предположить появление здесь и особого политического образования, просуществовавшего до 2-й пол.12в.

 
Шом-толгайДата: Суббота, 12.03.2011, 12:27 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Страничка из подготавливаемого атласа.
Прикрепления: 1396274.jpg (193.7 Kb)
 
velesichДата: Суббота, 12.03.2011, 13:15 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Оффлайн

большой формат - http://merjamaa.ucoz.ru/karta3.jpg

 
merjaДата: Суббота, 12.03.2011, 13:58 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 191
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
Шом-толгай, очень интересное видение. Но от себя замечу, всё же не верю в массовое заселение Владимиро-Суздальской земли славянами. Думаю что местное ф-у население просто постепенно перенимало славянский язык как язык межнационального общения. За то, что на всей территории В-С княжества до поздних времен жило мерянское население говорят сохранившиеся названия деревень легко переводимые с современного мари языка. Топонимы думается могут быть верным мерянским маркером. В отличие от гидронимов они не живут долго после исчезновения (перехода на другой язык) автохтонного населения.

Вы написали - Страничка из подготавливаемого атласа. Будет продолжение?

 
Шом-толгайДата: Суббота, 12.03.2011, 19:11 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Для далеко идущих выводов сведений слишком мало. Исхожу из широкодоступных данных.

Материал готовящегося Атласа сыроват и требует основательной доработки. Но раз речь зашла о топонимах, вышлю ещё одну страничку - с мерянскими названиями деревень возле Ростова. Таковые чётко группируются в определённой местности, не охватывая ростовской округи целиком. Вне этого явно этнического острова - лишь отдельные изолированные островки...

http://merjamaa.ucoz.ru/_fr/0/2972811.jpg

Прикрепления: 2972811.jpg (116.6 Kb)
 
iogaiveseДата: Воскресенье, 13.03.2011, 16:32 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
Подобные кусты мерянских деревень говорят о том, что их жители относительно поздно перешли на славянский, в 17-18 веках. Точно сказать невозможно, ибо в России этнография более менее расцвела только в 19 веке.

В остальных местах славянизация проходила быстрее. Точно такие же процессы происходили и происходят к примеру в Нижегородской области с мари и терюханами эрзя. Больше половины населения правого берега Волги ославяненные эрзя, живущие зачастую в деревнях и поселках с славянскими названиями.

 
МестныйДата: Вторник, 29.03.2011, 21:08 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Мне кажется не надо "огород городить", в истории очень много примеров "навязывания" сильным - правящим, но меньшинством, своей культуры малоправному большинству. Так как вся администрация и всё (все) что с ней связано разговаривало на славянских языках, то "низы" просто были вынуждены осваивать "правящий" язык и принимать часть культуры пришельцев. То что подавляющее большинство топонимов и гидронимов носит Ф-У названия как раз подтверждает это (а не опровергает). На местности где жили без "начальства", всё оставалось на своих местах и со своими названиями. Меря не вымерли, а просто живут в Нас потеряв большую часть культуры. Причём в массах остатки её "ушли" только в конце 19-го в начале 20-го века. Сейчас же остались крохи которые Мы должны собрать и сохранить.

Добавлено (29.03.2011, 21:08)
---------------------------------------------
Я ещё помню, как моя бабушка 1898 года рождения произносила малопонятные слова, или же совсем не понятные. Жила она в Павинском районе.

 
merjaДата: Вторник, 29.03.2011, 21:23 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 191
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
Местный, Совершенно верно. Меря потеряли свой язык относительно недавно по историческим меркам, лет 150-200 назад. На основе русских поволжских диалектов, профессиональных арго, топонимики, и родственных, марийского и вепского языков можно будет попытаться восполнить этот пробел. Но нужны грамотные лингвисты.

Что до культуры, то опять же в русской традиционной культуре верхнего Поволжья сохранилось много мерянских элементов. Так что не все потеряно.

 
МестныйДата: Вторник, 29.03.2011, 22:42 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Интересно, занимается сейчас кто нибудь восстановлением Ф-У языков. Имею в виду конечно "мёртвые языки".

Добавлено (29.03.2011, 22:41)
---------------------------------------------
В советское время было много культурных экспедиций в глубинку, в том числе и Костромскую. Собирали песни, пословицы, сказки и т.п.. Есть ли где нибудь отчёты? Интересно.

Добавлено (29.03.2011, 22:42)
---------------------------------------------
Будет время повыкладываю то что есть. Песни, обычаи записанные в середине 19-го века

 
merjaДата: Вторник, 29.03.2011, 22:58 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 191
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
Восстановлением мерянского занимался Орест Ткаченко из Киева. Виталий Чернявский из Москвы занимается сейчас языком мурмы. Все же мурома по сравнению с мерей очень локальный проект. ИМХО только меря даст ключ к истории Московии. Будем искать людей которые займутся мерей, точнее они со временем сами найдутся)

По этнографии Костромской земли есть публикации, но их надо искать. В том числе должны быть в сети. Если например вы займетесь этим вопросом, мы все тем самым продвинем общий фронт работ. Рук очень не хватает!

Включайтесь в деятельность мерянского общества Мется Кунта wink

 
МестныйДата: Вторник, 29.03.2011, 23:12 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Буду искать. Что-то у меня есть. Будем работать.
 
merjaДата: Вторник, 29.03.2011, 23:25 | Сообщение # 12
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 191
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
Отлично

Кстати вы же в Костроме живете, а у вас есть интересные краеведы. В частности издатель Евгений Шиховцев. Именно он пару лет назад издал в Костроме "Мерянский язык" Ореста Ткаченко. Вот его сайт http://kostromka.ru/kostroma/bibliography/

А здесь можно скачать книгу М.Я. http://costroma.k156.ru/

Костромичам сам Отец Неба - Юмал помогает в деле возрождения нашей культуры)

 
iogaiveseДата: Среда, 30.03.2011, 19:54 | Сообщение # 13
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
радует, что в нашем полку прибывает
 
Шом-толгайДата: Суббота, 02.04.2011, 19:20 | Сообщение # 14
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
Ответ на: Местный, 29.3.11.
Не стоит недооценивать роль миграций. cool Под Ярославлем "прописались" не только славяне и варяги, но и ВЕСЬ. Под Рыбинском и Пошехонском, боюсь, она составила даже большинство, обставив в этом смысле словен и кривичей. wink
Не стоит думать, что и другие финские народы Поволжья проявляли склонность к какой-то исключительной оседлости. Почитайте В.А.Акцорина: "Прошлое марийского народа в его эпосе". Саров, 2000. Особенно - гл.1: "Легенды о древнейшем переселении предков марийцев с запада". biggrin Здесь явные воспоминания о приходе части нынешних марийцев с мерянской территории. У крестьян Юрьевецкого р-на и у горных марийцев обнаружились даже схожие фамилии волжско-финского облика. smile
В других главах этой уникальной книги развёртывается целый эпос переселений по самым разным направлениям, столкновений с соседями, освоения некогда глухих таёжных терриорий... Марийцев с правобережья Волги сдвинули степняки. Они, в свою очередь, столкнулись на С.-В. нынешней Марий Эл с удмуртами - тогда народом таёжным, непривычным к земледелию. Тем пришлось потесниться. На Ветлуге и в Яранском крае марийцы ассимилировали местных "чучу" (чудь).

Ранняя история мери наверняка была схожа с описанной выше марийской. Засвидетельственный же марийскими преданиями уход части мерян в марийские земли косвенно подтверждает поселение славян на мерянских землях.

Что касается ярко этнических островов мери у Ростова и у Костромы, то их длительное сохранение более логично объяснить не тем, что там мол "властей не было", а своеобразным договором между княжеской властью и мерянскими обществами. Возможно, более тяготеющие к лесным промыслам, чем славяне, они без особых волнений отступили с лучших земель на опушки лесов и заняли в феодальном обществе нишу бортников. Возможно, именно близость к княжеским центрам (и, при этом, к собственным историческим и культовым центрам) и зависимость княжеских доходов от экспорта мёда и воска обеспечили этим двум популяциям длительную экономическую автономию и дальнейшее поступательное этно-культурное развитие.
Дальние же мерянские общества не могли похвастаться столь удачным стечением обстоятельств. Они, и впрямь, всё более и более становились зависимы "от властей", а их этническое самосознание размывалось.
/.../

Если у кого есть другие версии - выкладывайте. Только, желательно, с привлечением конкретных исторических или этнографических фактов. Вырабатывать общие подходы нужно, но хотя бы на сколь-нибудь научной основе.

Сообщение отредактировал Шом-толгай - Среда, 06.04.2011, 17:37
 
herubinoДата: Вторник, 05.04.2011, 22:43 | Сообщение # 15
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 48
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
Quote (iogaivese)
Подобные кусты мерянских деревень говорят о том, что их жители относительно поздно перешли на славянский, в 17-18 веках.
Подобные кусты мерянских названий (деревни давно уже русские) больше говорят о том, как происходила славянизация. Без этимологического насилия.


Правда не обсуждается.
 
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика