«Как ни зноби мороз, а праздничек
веселый теплее печки пригреет!» говорили у нас в Верхнем Поволжье в старину. Декабрьское
звено праздников, связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями
и сказаниями, начинается 19 декабря зимним Николиным днем. Это особо
чтимый в народе православный праздник и очень почитаемый святой Никола-бог, Угодник Божий, Никола Милостивый, в народе почитался наравне с Исусом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался... Он покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных
вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах.
С принятием нашими предками мерянами христианства Никола стал преемником языческого бога Нижнего мира, соотносим
...
Читать дальше »
|
1 ноября Муромский музей открыл выставку "Археология Мурома". Она охватывает 11 тысячелетий: с древнекаменного века, когда по берегам Оки бродили мамонты, до XII столетия – героической эпохи богатыря Ильи Муромца. Раскопки древностей на Муромской земле начались с открытия палеолитической стоянки в селе Карачарово пионером русской археологии графом А.С. Уваровым в 1877-1878 гг. и продолжаются до сих пор. Останки мамонтов и шерстистых носорогов, отшлифованные до удивительной гладкости каменные топоры, керамика с узором из «ямочек» и гребней, затейливые бронзовые украшения племени мурома давшего имя самому городу, каролингские мечи муромских воинов и многое другое – вот неполный перечень археологических находок, представленных на выставке. Гости музея смогут
...
Читать дальше »
|
Фильм Лабаратории научной и учебной кинематографии Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова (1981год) "Свадебный обряд конца 19 - начала 20 века". Обряд воспроизведен на основе экспедиционных материалов института энографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР, собранных в Ярислинна кундем (Борисоглебский, Даниловский, Пошехонский районы Ярославской области). В ролях жениха и невесты С. Зайцева (Рябова) и А. Рябов (оба - п. Борисоглебский)
|
В фильме «Овсянки» по сценарию и одноименной книге Дениса Осокина двое
мужчин везут мертвую женщину на берег реки, чтобы сжечь тело по
языческому обряду народа меря. На кинофестивале в Венеции в 2010-м,
принесшем фильму несколько призов, в обряд поверили. В России
засомневались: что это за народ такой — меря, живущий на территории
Нижегородской и сопредельных областей, исконных русских землях, и при
этом сжигающий своих мертвых у воды? Нету такого и не было никогда!
И да и нет; обряд, исполненный эротики и лиризма, Осокин действительно
выдумал. А народ меря действительно был и лишь в XVIII веке растворился в складывающихся великороссах.
|
В Ростове в государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль»
состоялась научная конференция «Древняя Русь и средневековая Европа. Это событие имеет не только
местное, межрегиональное, но и международное значение. Международная конференция, которую государственный музей-заповедник
«Ростовский кремль» организовал совместно с Институтом всемирной истории
РАН, – это венец работы, проведённой в ходе подготовки к 1150-летию
Ростова. В рамках конференции состоялся доклад заведующего археологическим отделом музея-заповедника «Ростовский кремль» Алексея Каретникова: «Включение племенной территории мери в состав
Древнерусского государства». Алексей Каретников – Этой темой я занимаюсь не первый год.
Она входит в область моих научных интересов. История племени м
...
Читать дальше »
|
Нам продолжает поступать новая информация о
деревенских святынях Костромской Merjamaa, самой загадочной и мало
изученной пока еще заволжской части нашей земли. Сегодня мы расскажем
вам о Святом и Чертовом Бочаге у села Захарово Красносельского района
Костромской области. Информацией о них с нами поделилась участница форума Костромских Джедаев,
жительница Костромы - Анеста. За что её
благодарим. Село Захарово
примечательно тем, что находится на землях древней Мериновской волости,
существовавшей там в 15-17 веках и имевшей своим центром село Мериново. И
сейчас в Красносельском районе Костромской области сохранился целый
пласт названий мерянского происхождения - Мериново, Ворокшино, Рупосово,
Питягино, Черемискино, Шушково, Сунгурово, Вакорино. Они напоминают нам
о древней
...
Читать дальше »
|
Ингерманландец Валентин Константинов, автор публикуемой нами поэмы "Нойтермаа", пишет о своём творчестве: "Ингерманландия, Водьская пятина, Приневский край…, у этой земли много имен. Она хранит много тайн которые будут раскрыты, и еще больше тех, что не будут раскрыты уже никогда. Я никогда не считал себя поэтом, но гуляя среди руин древних городищ, среди священных курганов смотря на поросшие мхом священные камни нашего северного края, я написал это. Реальны только старые названия мест Нойтермаа, Хайтермаа.. Все так же плещет свои прозрачные воды Киимаярви. А так все было или нет, кто его знает..." Руна первая УрузОстров темный и жестокий Средь болот лежит медведем. Волком он глядит на берег, На волну лисицей брешет, Воем пленных — птиц пугает. Пусть же ветер рот откроет,
...
Читать дальше »
|
Ингерманландия – старое шведское название центральной части современной
Ленинградской области, включающей в себя земли современных
Всеволожского, Ломоносовского, Гатчинского, Волосовского,
Кингисеппского, Тосненского и Кировского районов. В
культурно-историческом плане этот регион окончательно сформировался в
годы шведской оккупации в 17 в.. Основными факторами, объединяющими эту
территорию и выделяющими её из соседних регионов, являются: исторически
сложившееся в 12-16 вв. пограничное расположение между Россией и
Швецией, население финно-угорскими народами водь и ижора, влияние
шведской оккупации 17 в., выразившееся в привнесении лютеранской версии
христианства и заселении финнами переселенными из Финляндии.
Рассматриваемые в этой книге объекты – почитаемые камни, деревья,
источники… менее известны и исследованы,
...
Читать дальше »
|
От хладных вод Ботнического залива до Южного Урала, от чернозёмов мерянского Ополья до ижемской тундры простирается земля единой финно-угорской культуры, родственных народов, даже если большую часть из них теперь называют северными русскими. Матрица финно-угорского сознания никуда не делась. Религиозные представления финского коренного населения, где культ предков занимает важнейшую часть - подтверждение тому. У пермских, волжских и прибалто-финнов вся традиционная религия построена на почитании предков.
О дедушках и бабушках в поминальную (родительскую) субботу молятся на городищах, урочищах и погостах не только ру
...
Читать дальше »
|
Поминальный костер у андреевского камня следовика-чашечника
В Родительскую субботу, московский актив "Metsa Kunnta" совместно с костромскими краеведами побывал на священных камнях в районе Сусанино и Островского в Костромской области, где почтили память предков и зажгли поминальные свечи.
Огромные дома северного типа в одной из окрестных деревень
Мерянская традиционная религия - это народное православие, в котором переплелось язычество и христианство. Наше православие идёт не из интернета и политики, а от студеных источников родной земли. Наших священных камней, множества старых обрядов, мерцания лампад
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 50 51 52 53 54 ... 77 78 » |