В начале 2000 годов московский краевед И.Д. Маланин обнаружил несколько любопытных Синих камней в Щелковском районе Подмосковья. Топоним Синий камень остался в тех местах вероятнее всего в наследство от финно-угорского народа меря, жившего на этой территории. Многие исследователи считают, что именно так меряне обозначали свои поклонные камни. Позднее с полной русификацией в этих краях мери, люди постепенно забыли о значении этого топонима. Никто из местных деревенских жителей, по указаниям которых исследователи находят синие камни, никогда не могут объяснить, почему именно этот камень называется Cинь-камнем, а другие находящиеся рядом не имеют названия. Цвет камней здесь совершенно не причем. Нередко Синь-камни может быть, например, красным!
...
Читать дальше »
|
Знаменитый Синий камень озера Неро (Трясловский валун)
В последние годы у наших людей появился повышенный интерес к сакральной истории родины. Предметами интереса и поиска становятся культурные и природные объекты, зачастую не имеющие официального статуса "исторического памятника" (например в отличие от Синь-Камня в Переславле). Как правило, все эти места и объекты почитаемы жителями окрестных деревень и городков и считаются священными.
Почитание «священных» мест и объектов до сих пор играет в традиционной культуре русского народа весьма важную роль. В Ростовской земле было известно немало языческих требищ у священных камней, называемых в народе Синими. На северо-восточном берегу Плещеева озера в 0,5 км к северо-западу от Александровой горы лежит всем известный, легендарный Синий камень. Мест
...
Читать дальше »
|
(По описанию профессора В.А. Городцова, археолога Фролова А.С., археологическим раскопкам и по материалам Большой Советской Энциклопедии)
Вид на Оку с Петровского косогора
Город Алексин, с его знаменитым опытным механическим заводом, был связан с металлообработкой даже в дорусские времена. Еще в первых веках нашей эры здесь существовало поселение финского народа Меря. В память о тех временах сохранились следы некогда грозных рвов и валов на крутолобом берегу Оки. Эти рытвины и бугры именуются «Петровским городищем» (по названию городского микрорайона - «Петровское»). В 70-х годах XX века здесь работал известный а
...
Читать дальше »
|
Село Нестиары Нижегородской области, растянувшись хороводом вокруг озера, переходит в деревеньку Заозерье; человеческие жилища опоясывают озеро Нестиар подобно ожерелью. Озеро Нестиар находится в нескольких десятках километров от знаменитого озера Светлояр, о котором мы писали не так давно, и тоже является мощным местом Силы.
Эти два святых озера образуют как бы единый сакральный организм, в котором ничто не оказывается главным, подчинённым. Здесь незримо витают древние божества языческих мари которым и сейчас молятся местные жители в облике икон, почитаемых деревьев и источников... Местные и не осознают до конца какие они двуеверцы.
Вокруг них леса и болота, родная среда, которая кормит — там люди добы
...
Читать дальше »
|
Дьяковское городище "Дятлова
Поляна"
Реконструкция городища
После Веледниковского Синего Камня мы
решили посетить дьяковское городище "Дятлова
Поляна", расположенное в 2,5 км на юго-юго-запад.
На территории Москвы и области есть много
мест, которые на протяжении сотен лет хранили свои древние имена.
Большая часть московских топонимов восходит к средневековью. Совсем по
другому обстоит дело гидронимами, т.е. с названиями рек. По мнению
ученых, их финские и балтские имена оставлены населением, жившим на этой
земле задолго до возникновения в средние века русского народа. Что за люди населяли эти места? Что представляла собой
их культура? Археологам хорошо известны памятники, оставленные
древн
...
Читать дальше »
|
Наш
воскресный мото выезд 26 сентября был посвящён ещё одному
удивительному свидетелю древних времен – Синему камню, лежащему
неподалеку от села Веледниково в Истринском районе. На информацию о нём
я набрёл у геокэшеров. Они нашли его совершенно случайно пробираясь
на квадроциклах сквозь чащу леса. Первое, что привлекает в нём
внимание, это огромных размеров чаша выдолбленная в нём. Этим камень
напоминает своего собрата с Чёртового Городища под Козельском.
Приглядевшись мы обнаружили ещё одну чашу явно естественного
происхождения, с небольшой доработкой человека. Находится она чуть
выше искусственной. Рядом имеются многочисленные сколы. Перед нами лежал явно древний поклонный камень.
...
Читать дальше »
|
Денис Осокин
Овсянки
Четыре месяца назад на птичьем рынке в костроме я купил овсянок. раньше я
никогда их не видел там. ноябрь вытягивался за половину. шел снег – но
реки еще не застыли. лимонно-серые – овсянки сердито смотрели на меня.
продававший их дед уловив мой взгляд бесцветным голосом произнес:
овсянки. покрутившись в раздумье по рядам с живностью – потолкавшись с
веселыми и плачущими детьми, добродушными и нервными взрослыми – я
подошел и попросил их. триста рублей за пару – единственную на рынке.
взял зерновой смеси на пятьдесят рублей. купил за пятьсот овальную
клетку – довольно бо
...
Читать дальше »
|
До сих пор на территории России, находится
немало камней и других природных объектов,
почитаемых местными жителями. Со многими из
них связан ряд языческих обрядов, часто
принявших христианские формы, обычаев,
суеверий, легенд и преданий. Им приписывают
всевозможные магические качества: например,
считают, что они могут влиять на судьбу
человека, обладают лечебными свойствами и т.д.
Мы называем такие природные объекты -
культовыми. Существует по крайней мере,
две причины отнесения валунов к категории
культовых памятников. Во-первых, это
сохранение вплоть до настоящего времени
комплекса обрядов возле таких камней, где
сам валун и изображения на нем прямо
связаны с отдельными языческими или
христианизированными персонажами. Во-вторых,
на многих из них имеются знаки и
изображения, с которыми связаны
соответствующие предания или о
...
Читать дальше »
|
О том, что дерево — живое существо, мы вспоминаем редко. Особенно, если собираемся его спилить. Даже джиперы, проводящие в лесу если не бОльшую, то лучшую часть времени, тоже часто удивляются, когда узнают эту непреложную истину биологической науки. Меж тем, отношение к деревьям как к живым и даже одушевленным нашим соседям изначально заложено в традициях всех народов, живущих в лесной зоне. В том числе и у русских. Но постепенно христианская, а вслед за ней и марксистско-ленинская идеологии вытесняли из народного сознания эти представления, восходящие к языческим временам.
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 73 74 75 76 77 78 » |