Самое интересное для меня в нашей археологии последних двадцати лет - переход от схемы, когда ученые лишь иллюстрировали почти умозрительные выводы, полученные романтичными кабинетными классиками XIX - сер. XX вв. к собственно науке. Так, к примеру, мнение о "повсеместном распространении курганов в Ростово-Суздальской земле" и представление о курганах как об "обязательных атрибутах древнерусского сельского ландшафта" было аксиомой, и лишь специалистам масштаба Николая Андреевича Макарова ( дир. института археологии РАН) сейчас удается выявить слабость оснований этих взглядов.
Мнение сложилось после массовых археологических раскопок графа А.С. Уварова в середине XIX века, когда во Владимирской и Ярославской губерниях было исследовано около 7500 курганов. В дальнейшем материалы
...
Читать дальше »
|
Коми сторик и реконструктор Игорь Андриянов из Сыктывкара завершил
работу над фильмом «Предание о чуди». Фильм снимался больше
года. Как рассказал Финно-угорскому порталу автор
«Предания», это самая долгосрочная его киноработа. В двадцатиминутном «Предании о чуди» две сюжетных
линии. Первая основана на преданиях, добытых из письменных и
устных фольклорных источников. Большинство из них
принадлежит Удорскому району, где издавна проживала чудь. Вторая линия относится к
сегодняшнему дню. О народе, жизнь которого покрыта тайной и
обросла множеством мифов, повествуют ученые. Научными
консультантами Игоря Андриянова стали этнографы Института
языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН Павел Лимеров, Олег
Уляшев, археолог Элеонора Савельева.
|
Специальная
комиссия Открытого национального конкурса эскизных проектов мемориала
погибшим хоккеистам «Локомотива» подвела итоги предпоследнего этапа
конкурса. Выбрано три лучших проекта. Открытие
мемориала запланировано на трагически памятную дату – 7 сентября. В этот день самолет Як-42 с командой "Локомотив" на борту разбился в нескольких километрах от Ярославля через несколько минут после взлета с ярославского аэропорта " Tunošna", едва успев подняться на высоту около 10 метров. Окончательный вариант памятника будет выбран 29 февраля, до этого
времени у авторов есть время внести в проекты коррективы комиссии.
В финал вышли работы
художников
...
Читать дальше »
|
Арт-проект свободно собравшихся на Facebook дизайнеров породил целый букет разных логотипов бренда и смысла-имени "Москва"
В нем поучаствовал известный московский дизайнер Владимир Добровинский. Свои лого он сопроводил авторским комментарием:
«Мерянское местечко, запахи костров Дьяковской культуры, вздохи финно-угорских (и балтских), а затем и славянских «насельников» сей низменности, крестьян, «заробитчиков», рыбаков и писарей разных «приказов», стук проезжих телег по рязанской-«эрзяньской», как тогда, так и сейчас весьма условно про
...
Читать дальше »
|
Культ коня существовал в течение долгого времени и
оставил глубокий след в духовной культуре населения Поволжья. Рассмотрим
его на примере марийской традиционной культуры последних 300
лет.
Как отдельный этап можно выделить культ коня в
позднем марийском язычестве – XVIII – начало XX века. На богатом
этнографическом материале, фольклоре, данных деревянной резьбы и
народной вышивки ярко прослеживается не только общий круг вопросов,
связанный с данным культом, но и его конкретные воплощения, переплетение
с другими культами, а также с этапами развития ряда представлений.
В позднем
язычестве образ коня связывается исследователями в основном с аграрным
культом. Л.С. Грибова писала: «У нескотоводческих народов культ коня не
столько связан с тотемистическими представлениями, сколько с аграрным
культом, который неизбежно пришел на с
...
Читать дальше »
|
Роща
"Смольё"
По определению современного исследователя народного православия,
этнографа, и фольклориста А. А. Панченко, деревенские святыни - это
почитаемые ландшафтные объекты, не предусмотренные каноническим
церковным обиходом и, в то же время, играющие существенную роль в
традиционной религиозной практике крестьянина1. Более предметно - это
священные камни, родники, деревья, кресты и другие объекты, связанные с
народной мифологией пространства. Как отмечает указанный автор, опираясь
на материалы северо-западных губерний России, деревенские святыни
представляли собой в XIX-XX веках значительный фрагмент религиозной
культуры русского крестьянства.
Судя по археологической литературе, во второй половине
...
Читать дальше »
|
Городище раннего железного века,
3-ей четверти 1-го тысячалетия н.э., 11-17 веков.
Располагается в 0,4 км к северу от центра
села. Это мыс, образованный двумя оврагами, по
которым протекают ручьи Бабин и Петров, сливающиеся в 40 м к
северу от оконечности мыса в ручей Сопкорек, правый
берег Москва-реки, около 0,2 км от
современного русла. Площадка подтреугольной в плане
формы, размерами 80x50 м, протянулась севера на
юг, понижаясь в сторону мыса, высота над рекой 25-
33 м. С напольной южной стороны городище укреплено валом высотой
более 4 м, шириной в основании 12 м и рвом глубиной
2-3 м, шириной 15- 20 м, с восточной и западной сторон
- валом высотой 0,5-1,0 м. Данные магниторазведки
свидетельствуют о существовании еще одного
рва с напольной стороны, ныне снивелированного
распашкой, что предполагает и наличие в древности еще одного вала. Вход
н
...
Читать дальше »
|
Портал Merjamaa представляет эссе исследователя истории и генеалогии Сергея Кочевых об изначальном финском этническом ядре центральных областей России - Орловской, Тульской, Калужской, отчасти Брянской и Курской опубликованное на Инфоцентре FINUGOR. В связи с развалом последней модификации Российской империи - СССР - возникла уникальная ситуация, когда ограбленный материально, культурно и исторически народ, оказался на какое-то время предоставленным сам себе, пока идет борьба между разными группами за господство над ним. Можно ждать нового господина, а можно уже сейчас приступать к построению нового. И это новое надо строить на правде, ибо только на правде, как на гармонии интересов всех участников, можно строить жизнь как индивидуума, так и общества. Для успеха в наших делах мы должны понимать чего мы хотим, а для этого надо понимать кт
...
Читать дальше »
|
В деле
изучения мерянского наследства оказывается полезной наука о
именах и фамилиях, называемая ономастикой.
В предыдущем
материале мы рассмотрели мерянские фамилии современных
жителей города Ростов и его окрестностей. Сегодня мы переносимся на 100 с лишним километров севернее к Волге, и предлагаем
вашему вниманию список современных фамилий жителей города
Нерехты. При переводе
были использованы современные языки финской группы. Перечень
фамилий современных нерехтчан дополнен небольшой фото подборкой
мерянских антропологических типажей
взятой из открытых источников. МЕРЯНСКИЕ
ФАМИЛИИ НЕРЕХТЫ
|
Александр Яковлевич Артынов
Лучший вид на Ростов Великий - из заозерного села Угодичи. Отсюда панорама древнего города предстает во всем размахе и величии. Впечатления дополняет гладь «Моря Тинного» - озера Неро-Каово. 50 лет своей жизни посвятил собиранию легенд и преданий этой земли уроженец Угодичей крестьянин Александр Яковлевич Артынов (1813 – 1896). Его литературное наследие во многом остается загадкой, и доселе вызывает ожесточенные споры. Действительно, в работах Артынова непостижимым образом нашли отражение имена и события, не оставившие никаких следов в известных летописных сводах.
Версия 1. Фантазер - недоучка.
|
« 1 2 ... 58 59 60 61 62 ... 76 77 » |