Очередная находка археологов. На этот
раз - в древнейшем храме Мерьямаа, церкви Бориса и Глеба, что в старинном мерянском селе Кидекше.
Уникальное открытие было сделано учеными буквально на днях.
Если храм в Кидекше - самый древний из сохранившихся в Мерьямаа, значит и его сердце - алтарь, на котором
совершалось таинство Евхаристии для Юрия Долгорукого и его киевского окружения,
тоже самый древний в нашем краю. А он то как раз и не сохранился - так
до недавнего времени думали. Но тут храму из-за большой влажности
потребовалось проведение воздушного отопления, начали копать - и
случилась сенсация.
Владимир СЕДОВ, ВЕДУЩИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ РАН:
«Квадратное
... Читать дальше »
Как жили Меряне в Х-м, а следовательно и в IX и в XI веках, об этом рассказывают сами могилы. Начнем с одежды. Они носили сорочки из холста или полотна. Обыкновенную верхнюю и нижнюю одежду шили из шерстяной грубой, но весьма плотной ткани, из сукна, которое, по всему вероятию, приготовляли сами, так как в могилах находится значительное количество овечьих ножниц для стрижки овец.
Праздничную верхнюю одежду украшали по воротнику широким, а на грудных прорехах узким узорчатым, иногда золотным кружевом, из Царьградских шелковых и золотных паволок; иногда золотным шнурком. О покрое одежды, от которой остаются только истлевшие лоскутки, судить весьма трудно. Видно только, что при ней употреблялись запаны, пуговицы, пряжки; что золотые ткани на воротниках и на груди
... Читать дальше »
"Сенсационная находка российских археологов. В
Посадском районе Ивановской области во время раскопок ученые обнаружили
финский могильник, который датируют примерно 4 веком. Внутри бронзовые
вещи и останки. Теперь ученым, возможно, придется переписывать историю
возникновения древнерусской культуры"
Таких параллелей отечественная археология не
помнит. 13 финских захоронений, рядом древнерусские бусы. Ученые
объясняют: эти финны жили здесь в четвертом веке, а уже в десятом рядом с
могильником стояли избы жителей Ростово-Суздальской земли. Место называется "суздальское
ополье". И до сих пор считалось, что первыми земледельцами на границе
Владимирской и Ивановской областей были мифические славяне.
"Именно финны были пионерами земледелия на этой
территории,
... Читать дальше »
Уже который год фомы неверящие не хотят признавать, что великорусский этнос в основе своей финно-угорский, впитавший в себя исчезнувшие (?) летописные мерю, мурому, мещеру, весь (cовременные вепсы - маленький остаток великой веси), чудь заволочскую, часть карелов, води, ижоры, коми, удмуртов. марийцев, эрзян и мокшан. И до сих пор продолжается процесс перехода российских финно-угров в русских: отказавшись от веры предков и своего языка, перейдя на русский язык и православие фино-угры становятся русскими... Но генетику не обманешь!
Вот что говорит в лекции в программе Academia на телеканале "Культура" член-корреспондент РАН, профессор МГУ, директор Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН Николай Казимирович Ян
... Читать дальше »
Буй — город в Костромской области России. Расположен в 92 км от Костромы. В городе находится административный центр Буйского муниципального района, причём город Буй входит в самостоятельное муниципальное образование в составе Костромской области — городской округ город Буй. Население 25,3 тыс. жителей (2010).
Первые поселения на современной территории города были еще в раннем железном веке (археологами найдены следы финно-угорских селищ, курганы). Летописная история Буя считается с 1536, когда здесь появился фор-пост Московского княжества. На слиянии рек Костромы и Вексы по указанию Елены Глинской был выстроен крепостной вал со рвом и заложена деревянная крепость ("Буй-городок на Кореге", разобрана в конце XVIII века за ненадобностью) По офи
... Читать дальше »
Произведенный мной анализ хорографических названий дал нам в высокой степени интересный материал. Самым важным в этом материале нужно считать то, что мы убеждаемся в весьма близком родстве мери и черемис; более того — мы видели, что черемисы были вкраплены оазисами среди мерянских поселений, равно как и среди поселений муромы, составляя таким образом одну из ветвей обширного мерянского племени. Ещё любопытнее, что уже в ту отдаленную пору, когда христианство только лишь начинало распространяться среди мерян, меряне язычники строго отличали себя от мерян, принявших христианство, величая себя «настоящими мерянами», как это и теперь ещё делают черемисы-язычники, чтобы выделить себя из массы крещёных черемис. Мы н
... Читать дальше »
Фотография церкви Св.Николая на Петухах.
Снимок А. Русаева 1896г. (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой)
Много лет назад, каждый раз когда
вражеские полчища грозили Угличу, ровно в
полночь, громко хлопая крыльями, прилетал
громадный петух. Он садился на камень и
трёхкратным криком предупреждал горожан о
беде. Так его будто бы слышали накануне
гибели царевича Дмитрия, перед ссылкой
угличан в Сибирь, перед нашествием литвы.
Saraojalta… Возле речки Сары… (Калевала: руна 50.)
Знаменитое Сарское городище - некогда процветавшая мерянская столица – будем недалеки от истины, если назовём её Сара-вареш, т.е. «Сарская ограда», «Сарский городок» - укрыта ныне от излишне любопытных глаз в заповедном лесу, таинственным островом возросшем среди полей, окружающих долину реки Сары. Но тем, кто с любовью и сыновним уважением приступает к этой святыне, он открывает свои тайны и указует путь в хранимое им заповедное царство...
Поселок Сусанино-в прошлом село Молвитино- расположен в 62 км к северо-востоку от Костромы. на живописной гряде холмов, среди могучих лесов, которым не видно конца. Когда на высокой, омываемой реками Шачей и Волжницей гряде возникло Молвитино, мы не знаем. В дошедших до нас документах оно в качестве центра большой вотчины бояр Салтыковых и Михалковых впервые упоминается в XVI веке, но появилось это село, конечно, гораздо раньше. Совсем рядом, на Шаче, находится знаменитое село Домнино, бывшее родиной и вотчиной матери царя Михаила Феодоровича Романова инокини Марфы и являющееся по легенде местом жертвенного подвига Ивана Сусанина. На начало XVII века Домнино с округой относилось к Шачебольскому стану Костромского уезда.
Город Судиславль находится в 57 километрах от Костромы почти строго на восток по дороге в Галич: от него до Галича еще около семидесяти километров. Судиславль стоит на реке Корба, впадающей в Андобу, которая в свою очередь течет в реку Кострому. Андоба впадает в Кострому в районе Красного Бора и села Пустынь чуть выше тех костромских разливов, в которых дед Мазай (Его имя от мерянского слова мазый - красивый) спасал когда-то зайцев. Окрест Судиславля раскидан целый куст селений с звучными финнскими именами: Колшево, Кокуево, Корба, Меза, Кусенево, Актанаево, Тагаево, Кулеберово, Халезово. Текут реки: Андоба, Пуга, Кохталга, Вандыш(ево), Тома, Мера, Сендега. Все эти финно-угорские названия напоминают нам о недалёких временах, когда здесь жили ещё не русифицированные предки современных судиславцев.
Сейчас Судиславль считается поселком городского типа. Его население не превышает шест
... Читать дальше »