Произведенный мной анализ хорографических названий дал нам в высокой степени интересный материал. Самым важным в этом материале нужно считать то, что мы убеждаемся в весьма близком родстве мери и черемис; более того — мы видели, что черемисы были вкраплены оазисами среди мерянских поселений, равно как и среди поселений муромы, составляя таким образом одну из ветвей обширного мерянского племени. Ещё любопытнее, что уже в ту отдаленную пору, когда христианство только лишь начинало распространяться среди мерян, меряне язычники строго отличали себя от мерян, принявших христианство, величая себя «настоящими мерянами», как это и теперь ещё делают черемисы-язычники, чтобы выделить себя из массы крещёных черемис. Мы н
...
Читать дальше »
|
Фотография церкви Св.Николая на Петухах.
Снимок А. Русаева 1896г. (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой)
Много лет назад, каждый раз когда
вражеские полчища грозили Угличу, ровно в
полночь, громко хлопая крыльями, прилетал
громадный петух. Он садился на камень и
трёхкратным криком предупреждал горожан о
беде. Так его будто бы слышали накануне
гибели царевича Дмитрия, перед ссылкой
угличан в Сибирь, перед нашествием литвы.
Петухов камень. Рисунок угличского
краеведа И.Потехина (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой)
...
Читать дальше »
|
Saraojalta… Возле речки Сары… (Калевала: руна 50.) Знаменитое Сарское городище - некогда процветавшая мерянская столица – будем недалеки от истины, если назовём её Сара-вареш, т.е. «Сарская ограда», «Сарский городок» - укрыта ныне от излишне любопытных глаз в заповедном лесу, таинственным островом возросшем среди полей, окружающих долину реки Сары. Но тем, кто с любовью и сыновним уважением приступает к этой святыне, он открывает свои тайны и указует путь в хранимое им заповедное царство...
|
Поселок Сусанино-в прошлом село Молвитино- расположен в 62 км к северо-востоку от Костромы. на живописной гряде холмов, среди могучих лесов, которым не видно конца. Когда на высокой, омываемой реками Шачей и Волжницей гряде возникло Молвитино, мы не знаем. В дошедших до нас документах оно в качестве центра большой вотчины бояр Салтыковых и Михалковых впервые упоминается в XVI веке, но появилось это село, конечно, гораздо раньше. Совсем рядом, на Шаче, находится знаменитое село Домнино, бывшее родиной и вотчиной матери царя Михаила Феодоровича Романова инокини Марфы и являющееся по легенде местом жертвенного подвига Ивана Сусанина. На начало XVII века Домнино с округой относилось к Шачебольскому стану Костромского уезда.
|
Город Судиславль находится в 57 километрах от Костромы почти строго на восток по дороге в Галич: от него до Галича еще около семидесяти километров. Судиславль стоит на реке Корба, впадающей в Андобу, которая в свою очередь течет в реку Кострому. Андоба впадает в Кострому в районе Красного Бора и села Пустынь чуть выше тех костромских разливов, в которых дед Мазай (Его имя от мерянского слова мазый - красивый) спасал когда-то зайцев. Окрест Судиславля раскидан целый куст селений с звучными финнскими именами: Колшево, Кокуево, Корба, Меза, Кусенево, Актанаево, Тагаево, Кулеберово, Халезово. Текут реки: Андоба, Пуга, Кохталга, Вандыш(ево), Тома, Мера, Сендега. Все эти финно-угорские названия напоминают нам о недалёких временах, когда здесь жили ещё не русифицированные предки современных судиславцев.
Сейчас Судиславль считается поселком городского типа. Его население не превышает шест
...
Читать дальше »
|
Рис. 108. Обломок керамического сосуда с изображением камлающего волхва.
Плёсский посад. Рис. П.Н.Травкина
Что известно российской науке о городских волхвах раннего средневековья? По справедливому суждению Б.А. Рыбакова, не так уж и много. Обращаясь к теме жреческого сословия, историк с сожалением констатировал скудность письменных сведений: «в дошедших до нас источниках (преимущественно церковного про исхождения) эта тема умышленно не разрабатывалась, и фигуры языческих волхвов появлялись на страницах летописей лишь в исключите
...
Читать дальше »
|
Меровия - название территории, ограниченной реками Волгой, Унжей и Ветлугой. Этноним. После того, как в ходе развития Владимиро-Суздальской государственности финно-угорский этнос меря был частично потеснен с территорий современной Владимирской, Ивановской, Ярославской областей, часть мери отступила за Волгу в междуречье Унжи и Ветлуги названное Меровией. Позднее, в 16-18 веках продолжается русификация (крещение) мери уже на этих территориях, и часть ее отходит дальше на восток в Заветлужье, и сливается с родственным этносом мари, что становится основой формирования северо-западной группы этого народа в современных Вос
...
Читать дальше »
|
Ежегодно с ранней весны до поздней осени продолжается настоящее паломничество людей к одному из красивейших мест Кировской
...
Читать дальше »
|
Анализ хорографических названий Муромского края нечувствительно увлекает нас в пределы Тульской, Орловской и Калужской губ., следуя вверх по течению р. Оки; таким образом, мало-помалу неприметно добираемся мы до земли вятичей. Вятичи были славяне; они и близкие их сородичи — радимичи последними из славян прибыли в пределы нынешней средней России. В то время как поляне, древляне и другие славянские племена, по давности событий, совершенно уже утратили предания о своем переселении, радимичи и вятичи не только помнили во времена летописца Нестора свою родину на западе, но и называли ещё имена тех родоначальников, которые привели их на новые места. «Бяста бо два брата в лесах: Радим, а другий Вятко; и пришедше седоста, Радим на Сьжю, прозвашася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Оце, от него ж
...
Читать дальше »
|
Генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеэнтупа во время экскурсии в этнографическом отделе Национального музея Коми в Сыктывкаре познакомился с потомком летописного финно-угорского народа меря. Этим человеком оказалась директор музея Ирина Котылева.
Как рассказал О.Перхеэнтупа на приеме, посвященном проведению Дней финно-угорской культуры в Коми, во время экскурсии в музее он встретил представителя древнего народа меря. «И это был не экспонат, а живой человек», - с воодушевлением произнес гость республики.
Как сообщила Инфоцентру FINUGOR И.Котылева, она является потомком летописных мерян, ставших основой формирования русского народа. «Мои родители происходят из Чухломского района Костромской облас
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 66 67 68 69 70 ... 76 77 » |