Мерянское изображение священной утки. Алабужское городище.
Как сообщил историк и археолог, советник главы плесского городского
поселения по вопросам истории и культуры Павел Травкин, на территории
мерянского предшественника Плеса, города Алабуга, планируется создать музейный
комплекс.
Клад с Алабужского городища (легендарного "Града Чувиля", предшественника Плёса).
Вчера,
13 июля, замечательному мерянскому актеру Михаилу Пуговкину исполнилось
бы 88. Он был уроженцем пределов бывшего Чухломского уезда
Костромской губернии, того самого, где и сейчас существует знаменитая
Мерянская дорога. Так называлась часть старого тракта Санкт-Петербург –
Екатеринбург, проходившая
по центру Костромской губернии. Мерянская дорога сегодня – заросшая
колея используемая только лесовозной техникой.
Настоящая фамилия актера
даже звучит по-мерянски – Пугорькин. Пуговкиным он стал только по
приезде в Москву. Пугорьками с ударением на первый слог в Костромской и
Вологодской областях называли холмы, бугорки. На такой вот «пугорьке»
... Читать дальше »
Многие святые места до сих пор стоят забытые людьми. Но некоторые, как например Синь-Камень на Клещине-озере или Петушиный камень у Кека-ручья никогда не забывались, накапливая Силу, Красоту и Мощь. К таким местам относится знаменитый источник Святого Иринарха рядом с селом Кондабол, или Кондаково.
Слово "Конда" легко можно перевести с современного вепсского языка, родственного древнему мерянскому. В переводе на славянский оно значит - медведь.
Медведь как известно культовый зверь Мерьямаа. У наших предков медведь почитался как предок-родоначальник, и как тотем, звериный двойник человека, хозяин леса, зверей, покровитель охоты.
Охотничий идол Хозяина леса. Вологодский край. Мерянско-вепсские земли
... Читать дальше »
Лирическое повествование Дениса
Осокина ныряет в Волгу, Каму, Нею, Оку, Вытегру или Казанку — и
достигает головокружительных глубин народного подсознания
Денис Осокин — явление, однокоренное Алексею Иванову, хоть и полярное
со стилистической точки зрения. Иванов — энергичен, масштабен,
многословен, живописен; Осокин — лаконичен, прозрачен и одновременно
темен, у него будто все время давление ниже нормы. Но, как Иванов в свое
время «Сердцем Пармы» и «Золотом бунта», а также телепроектом «Хребет
России», к которому имел непосредственное отношение, поднял из глубокого
забытья континент Урал с его пермью, вогулами, казаками, самостийными князьями,
горнорабочими и сплавщиками, так и Осокин, подбираясь со стороны
экспери
... Читать дальше »
На территории Тотемского района, как, впрочем, и в пределах всей
Вологодской области, географические названия по происхождению можно
объединить в три большие группы. Первая, к которой относятся не более
десятка топонимов (Сухона, Тиксна, Шоксна, Вопра и др.), имеет самые
глубокие исторические корни. Условно эту группу названий я именую
индоевропейско-балтийской, так как основы большинства топонимов в ее
составе находят соответствия в древнеиндийском литературном языке -
санскрите или в родственных последнему языках прибалтийских народов.
Опираясь на археологические свидетельства, время возникновения
индоевропейско-балтийских топонимов следует относить к каменному и
бронзовому векам.
Вторая, финно-угорская, группа топонимов по этническому признаку делится
на подгруппы вепсско-чудских названий (Вичуга, Кивжа, Перту га и др.),
пермских н
... Читать дальше »
Очередная находка археологов. На этот
раз - в древнейшем храме Мерьямаа, церкви Бориса и Глеба, что в старинном мерянском селе Кидекше.
Уникальное открытие было сделано учеными буквально на днях.
Если храм в Кидекше - самый древний из сохранившихся в Мерьямаа, значит и его сердце - алтарь, на котором
совершалось таинство Евхаристии для Юрия Долгорукого и его киевского окружения,
тоже самый древний в нашем краю. А он то как раз и не сохранился - так
до недавнего времени думали. Но тут храму из-за большой влажности
потребовалось проведение воздушного отопления, начали копать - и
случилась сенсация.
Владимир СЕДОВ, ВЕДУЩИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ РАН:
«Квадратное
... Читать дальше »
Как жили Меряне в Х-м, а следовательно и в IX и в XI веках, об этом рассказывают сами могилы. Начнем с одежды. Они носили сорочки из холста или полотна. Обыкновенную верхнюю и нижнюю одежду шили из шерстяной грубой, но весьма плотной ткани, из сукна, которое, по всему вероятию, приготовляли сами, так как в могилах находится значительное количество овечьих ножниц для стрижки овец.
Праздничную верхнюю одежду украшали по воротнику широким, а на грудных прорехах узким узорчатым, иногда золотным кружевом, из Царьградских шелковых и золотных паволок; иногда золотным шнурком. О покрое одежды, от которой остаются только истлевшие лоскутки, судить весьма трудно. Видно только, что при ней употреблялись запаны, пуговицы, пряжки; что золотые ткани на воротниках и на груди
... Читать дальше »
"Сенсационная находка российских археологов. В
Посадском районе Ивановской области во время раскопок ученые обнаружили
финский могильник, который датируют примерно 4 веком. Внутри бронзовые
вещи и останки. Теперь ученым, возможно, придется переписывать историю
возникновения древнерусской культуры"
Таких параллелей отечественная археология не
помнит. 13 финских захоронений, рядом древнерусские бусы. Ученые
объясняют: эти финны жили здесь в четвертом веке, а уже в десятом рядом с
могильником стояли избы жителей Ростово-Суздальской земли. Место называется "суздальское
ополье". И до сих пор считалось, что первыми земледельцами на границе
Владимирской и Ивановской областей были мифические славяне.
"Именно финны были пионерами земледелия на этой
территории,
... Читать дальше »
Уже который год фомы неверящие не хотят признавать, что великорусский этнос в основе своей финно-угорский, впитавший в себя исчезнувшие (?) летописные мерю, мурому, мещеру, весь (cовременные вепсы - маленький остаток великой веси), чудь заволочскую, часть карелов, води, ижоры, коми, удмуртов. марийцев, эрзян и мокшан. И до сих пор продолжается процесс перехода российских финно-угров в русских: отказавшись от веры предков и своего языка, перейдя на русский язык и православие фино-угры становятся русскими... Но генетику не обманешь!
Вот что говорит в лекции в программе Academia на телеканале "Культура" член-корреспондент РАН, профессор МГУ, директор Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН Николай Казимирович Ян
... Читать дальше »
Буй — город в Костромской области России. Расположен в 92 км от Костромы. В городе находится административный центр Буйского муниципального района, причём город Буй входит в самостоятельное муниципальное образование в составе Костромской области — городской округ город Буй. Население 25,3 тыс. жителей (2010).
Первые поселения на современной территории города были еще в раннем железном веке (археологами найдены следы финно-угорских селищ, курганы). Летописная история Буя считается с 1536, когда здесь появился фор-пост Московского княжества. На слиянии рек Костромы и Вексы по указанию Елены Глинской был выстроен крепостной вал со рвом и заложена деревянная крепость ("Буй-городок на Кореге", разобрана в конце XVIII века за ненадобностью) По офи
... Читать дальше »