Культ «природных святынь», имеющий в своей основе архаичные, дохристианские представления, на протяжении долгого времени занимал и занимает важное место в духовной жизни русских постмерянских территорий центральной России. Несмотря на различные меры, предпринимавшиеся Московской православной церковью по борьбе с этим «остатком язычества», данный пласт народной культуры не исчез, а остался на уровне поверий и тесно связанных с ними фольклорных текстов и обрядов.
Резной голбец у источника Сильвестра Обнорского
Тема почитания природных святынь в северной части современной Ярославщины, в отличие от южной ее части, во многом остается неизученной до нынешнего времени. В этой
...
Читать дальше »
|
Судогда более 450 лет существует как населенный пункт, и не менее 300 лет имеет нынешнее название. А одноименная река - сколько же лет она так называется? И что это значит - «Судогда»? Мы попросили Виталия Чернявского, московского специалиста по финно-угорским языкам, познакомить наших читателей с его версией происхождения слова «Судогда». Виталий занимается лингвистикой уже много лет. Знает более полутора десятков языков; автор учебников по трём из них - финскому, водскому и ижорскому. Вот что он рассказал о таинственном имени нашего города и реки... Насчет происхождения топонима (географического названия) «Судогда» существует множество версий. Попробуем их проанализировать... Первое предположение заключается в том, что монголо-татарские воины, во время похода на Владимир в 1238 году, прид
...
Читать дальше »
|
Чаронда - село на берегу Воже-озера, иначе именуемого Чарондским. Север
Вологодской области. Сейчас оно опустело, и лишь силуэт церкви, да
разрушающиеся дома оживляют бесконечную горизонталь озера и низменного
берега под огромным куполом неба. С одной стороны озеро, с другой -
бескрайние болота. Попасть сюда можно лишь на снегоходе или на лодке. Для нас с вами, однако же, Чаронда интересна своим прошлым. Чарондская
округа - особое административное образование, вместе с Устюгом,
Сольвычегодском, Тотьмой и Устьянскими волостями до 1658 года
находившееся в составе Ростовской епархии. По мнению признанного
специалиста по угро-финской топонимике А.К. Матвеева,
...
Читать дальше »
|
Фильм рассказывает о костромских мастерах с Унжи-реки, которые передают из поколение в поколение навыки своих праотцов, которые умели создавать уникальные творения деревянного зодчества. Зрители смогут понаблюдать, как мастера строят обычную костромскую деревянную избу, причём с момента выбора подходящей древесины в лесу, до украшения окон наличниками. Это не учебный фильм про строительство дома, это поэтический фильм-рассуждение, как важно сохранить и передать потомкам навыки исконной народной культуры.
Название
...
Читать дальше »
|
Реконструкция наряда женщины народа мурома. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор реконструкции костюма - Герасимова Наталья.
Мурома – еще один легендарный финский народ Центральной России, также несправедливо "забытый". Чтобы не быть голословными, просто приведем слова российского исследователя В.В. Бейлекчи с небольшими собственными отступлениями.
«Мурома - финно-угорский народ. Муромская земля располагается в землях Нижней Оки. На севере она граничит с Мерьяаа, на востоке и юге - с Эрзянь Мастор, на западе - с Мещерой, бывшей долгое время в её политическом подчинении». «В исторической литератур
...
Читать дальше »
|
Благодаря поддержке Фонда Сороса и интернет-центра Ярославского государственного университета в Сети можно посмотреть археологические собрание Рыбинского музея-заповедника(Включая также немалое количество уникальных объектов под названием "фрагмент керамики". )
Это находки из Усть-Шексны - роскошного памятника XI-XIII вв., богатого и нового, который только 15 л
...
Читать дальше »
|
Среди исследователей, обративших, в разное время, свое внимание на проблему изучения культовых камней (Далее — к.к. С.Ч.), сложилось устойчивое мнение, что частота встречаемости таких памятников имеет устойчивую динамику к снижению при движении от Балтийского моря к Востоку европейской части континента.
Предпринятые учеными попытки ведения статистики сакральных валунов дают следующую картину. В Эстонии к концу 80-х гг. 20 в. насчитывалось около 1100 культовых камней [1]. В республике Беларусь на момент 1998 г. известно было более 300 культовых валунов [2]. В настоящее время там описано уже более 500 объектов [3]. В Северо — Западном регионе России на территории Ленинградской, Псковской, Новгородской областей взяты на учет не менее 250 объектов [4]. Большое количество к.к. известно на
...
Читать дальше »
|
Посёлок Вохма
Поселок Вохма — это бывшее село Вознесение,
называвшееся по имени построенной здесь церкви во имя Вознесения.
Вохомский район занимает древнюю Вохомскую волость, получившую название
от реки Вохмы, которая перерезает территорию района с севера на юг.
Большая часть волости раньше входила в состав Никольского и
Велико-Устюжского уездов Вологодской губернии. Одноимённый город Выхма(
Vohma ) расположен в Эстонии, Уезд Вильяндимаа. Название Вохма имеет
финно-угорские корни. Похожее по звучанию слово в эстонском языке
означает «болотные острова», а в финском – зеленые густые массивы леса
или кустарников. В северных русских говорах существует также слово
«вагмас» – сырое место, заросшее лесом с буреломом. Не исключено, что
«вохма» на языке местного меряно-чудского населения означало «лесная
река».  
...
Читать дальше »
|
В газете "Нижегородский рабочий"
в 2009 году были опубликованы
пять заметок
по мерянскому языковому наследию в
Нижегородской области. Традиционно
считается, что меря в Нижегородской земле жила
по северо-западным окраинам современной
области. Но получается, ареал был
значительно шире. В тексте есть интересная версия про
схожесть мерянского "бал", "бол",
"бола" - "деревня" с марийским "вал"
- "сторона". Раньше топонимисты этого не замечали.
Ужгур: речка жеребца
Для мерянских населенных
пунктов было характерно окончание на -бол(ь)/-бал(ь).
На Ярославщине таких много,
...
Читать дальше »
|
Прошло без малого два года после моего знакомства с
"Мерянским языком", когда я прочитал в книге молодого московского
историка Сергея Михайлова о существовании еще 100 лет назад деревни под
названием Меря всего в 40 верстах от столицы.
В конце XIX века существовали по крайней мере три
населенных пункта с названием Меря: две деревни в Богородском уезде
(ныне Павлово-Посадский района), а еще одна в Клинском. Накануне
устроения в Спасо-Гуслицкого монастыря 1859 г. будущий настоятель
Парфений посещал деревню Меря Богородского уезда по вопросу
строительства в ней православного храма. После строительства церкви Меря
получила анекдотичное официальное наим
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 68 69 70 71 72 ... 76 77 » |