Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своеобразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие представления.Исходя из логики традиционной культуры на дом, как на родовой микрокосм, не станут помещать что попало. В особенности — на окна,
... Читать дальше »
Поговорим еще раз о коньковых финно-угорских украшениях Верхнего Поволжья. Вот он, наш любимый муромско-мерянско-весский XVII тип украшений, красивые наборные или имитирующие наборную технику элементы женского убора, распространенные в I
... Читать дальше »
Не́я — город в Костромской
области Российской Федерации,
административный центр Нейского района.
Население 10,7 тыс. жителей (2010). Город
расположен на правом берегу реки Нея, в 237 км
от Костромы. Существует несколько вариантов происхождения названия города Неи. Наиболее достоверным представляется
мерянская версия, по ней «Нея» означает «переплетенная,
извилистая река». От названия реки произошло и название селения.
Самое раннее упоминание о поселениях на территории Нейской земли относится к 1502 году, когда Великий князь Московский Василий Иванович пожаловал дьяку Ивану Садыкову Старо-Покровскую волость , центр
... Читать дальше »
В Кировской области существуют места где до сих пор живы легенды о чуди белоглазой. О них рассказывает кировский журналист Сергей Останин в своей телепередаче
Что Погодинъ ни говори, а гораздо болѣе половины земляковъ нашихъ - обрусѣвшая чудь. Посмотрите въ Тверской на Карелъ, въ Нижегородской, Пензенской, Симбирской и др. на Мордву, Чувашь - они обрусѣли въ глазахъ нашихъ, и нынѣшнее поколѣніе не знаетъ болѣе своего языка. Тоже видѣлъ я въ Пермской, Вятской и - Орловской; пусть рѣшитъ Погодинъ, какъ Историкъ, какого поколѣнія чухны жили въ орловской, но это чудь. Одна половина Курскаго населенія также.
Это потому, что на югѣ сидѣли славянѣ, а во-всей Великоруссіи чухны разныхъ помолѣній.
Культ «природных святынь», имеющий в своей основе архаичные, дохристианские представления, на протяжении долгого времени занимал и занимает важное место в духовной жизни русских постмерянских территорий центральной России. Несмотря на различные меры, предпринимавшиеся Московской православной церковью по борьбе с этим «остатком язычества», данный пласт народной культуры не исчез, а остался на уровне поверий и тесно связанных с ними фольклорных текстов и обрядов.
Резной голбец у источника Сильвестра Обнорского
Тема почитания природных святынь в северной части современной Ярославщины, в отличие от южной ее части, во многом остается неизученной до нынешнего времени. В этой
... Читать дальше »
Судогда более 450 лет существует как населенный пункт, и не менее 300 лет имеет нынешнее название. А одноименная река - сколько же лет она так называется? И что это значит - «Судогда»? Мы попросили Виталия Чернявского, московского специалиста по финно-угорским языкам, познакомить наших читателей с его версией происхождения слова «Судогда». Виталий занимается лингвистикой уже много лет. Знает более полутора десятков языков; автор учебников по трём из них - финскому, водскому и ижорскому. Вот что он рассказал о таинственном имени нашего города и реки...
Насчет происхождения топонима (географического названия) «Судогда» существует множество версий. Попробуем их проанализировать...
Первое предположение заключается в том, что монголо-татарские воины, во время похода на Владимир в 1238 году, прид
... Читать дальше »
Чаронда - село на берегу Воже-озера, иначе именуемого Чарондским. Север
Вологодской области. Сейчас оно опустело, и лишь силуэт церкви, да
разрушающиеся дома оживляют бесконечную горизонталь озера и низменного
берега под огромным куполом неба. С одной стороны озеро, с другой -
бескрайние болота. Попасть сюда можно лишь на снегоходе или на лодке.
Для нас с вами, однако же, Чаронда интересна своим прошлым. Чарондская
округа - особое административное образование, вместе с Устюгом,
Сольвычегодском, Тотьмой и Устьянскими волостями до 1658 года
находившееся в составе Ростовской епархии. По мнению признанного
специалиста по угро-финской топонимике А.К. Матвеева, ... Читать дальше »
Фильм рассказывает о костромских мастерах с Унжи-реки, которые передают из поколение в поколение навыки своих праотцов, которые умели создавать уникальные творения деревянного зодчества. Зрители смогут понаблюдать, как мастера строят обычную костромскую деревянную избу, причём с момента выбора подходящей древесины в лесу, до украшения окон наличниками. Это не учебный фильм про строительство дома, это поэтический фильм-рассуждение, как важно сохранить и передать потомкам навыки исконной народной культуры.
Реконструкция наряда женщины народа мурома. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор реконструкции костюма - Герасимова Наталья.
Мурома – еще один легендарный финский народ Центральной России, также несправедливо "забытый". Чтобы не быть голословными, просто приведем слова российского исследователя В.В. Бейлекчи с небольшими собственными отступлениями.
«Мурома - финно-угорский народ. Муромская земля располагается в землях Нижней Оки. На севере она граничит с Мерьяаа, на востоке и юге - с Эрзянь Мастор, на западе - с Мещерой, бывшей долгое время в её политическом подчинении». «В исторической литератур
... Читать дальше »