Вид в Кремле на церковь Рождества Иоанна Предтечи. 1800-е годы.
Территория нынешнего Московского Кремля, вероятнее всего, была местом языческих празднеств, связанных с летним Солнцеворотом. Об этом говорит факт основания здесь первого московского храма - деревянной церкви Иоанна Предтечи. Этот святой не являлся самой главной фигурой в христианском "пантеоне", но у него была одна особенность - он стал одним из святых, наравне с Ильей, Параскевой, Николой, персонифицирующим богов языческих культов.
Доподлинно известно, что в первые века христианства было предпи
... Читать дальше »
В марте в выставочном зале Угличского кремля прошла фотовыставка «Культовые камни Угличского Верхневолжья». В ее экспозицию вошли более тридцати фотографий и рисунков с изображением культовых камней как известных, так и вновь выявленных полевыми экспедициями Угличского Государственного историко-архитектурного и художественного музея.
Издревле в народной традиции камень был объектом почитания. Особенно характерно это явление для Русского Севера. Культовыми камнями, как правило становились необработанные валуны больших размеров. Священные камни, расположенные на берегах рек, озер, у родников, на дорогах, перекрестках вместе с природным окружением составляли единый обрядовый, сакральный комплекс. В местной среде возникали различные легенды, поверья, обычаи. Люди
... Читать дальше »
Жабкинский могильник. Шумящая подвеска 10-11 вв. В верхней части - стилизованные конские головы, в нижней - лапки водоплавающей птицы.
К сожалению в нашей отечественной традиции чуть ли не официально принята точка зрения, что русская народная культура является славянской. О каких-либо иных источниках ее формирования во многих случаях не говориться. О доминировании славянских элементов можно говорить касательно южных областей России.
Слева рис.6. Егорьевск. Тройное овершье с солярным знаком. Справа рис.7. Егорьевск. Солярные знаки вверху и внизу. Вверху парные подвески в виде гусиных лапок.
Когда же речь идет о лесной зоне Центральной России и о Русском Севере, т.е. регионе, где до славян господствовали финно-угры, то славянского здесь не так много. Здесь русские формировались на основе не
... Читать дальше »
Речь пойдет о небольшой 50-километровой полосе земли между юго-восточными московскими окраинами (Кузьмнки и Кусково) и Павловским Посадом на реке Клязьме. Окрестность Павловского Посада ранее называлась Вохонской волостью, а поселение, соотв
... Читать дальше »
Характерными особенностями О.Б.Ткаченко как
исследователя нужно считать его широкий научный диапазон, в котором
очень целесообразно были расставлены объекты и сферы исследования
(украинский, русский, славянские языки, индоевропейские, финноугорские),
редкую трудоспособность и добросовестность, глубокую эрудицию и
мастерское владение конкретными приёмами лингвистического анализа,
органическое (без всякого форсирования) сочетание высокой теории и
интереса и уменя работать с эмпирическим материалом, устремлен
... Читать дальше »
Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своеобразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие представления.Исходя из логики традиционной культуры на дом, как на родовой микрокосм, не станут помещать что попало. В особенности — на окна,
... Читать дальше »
Поговорим еще раз о коньковых финно-угорских украшениях Верхнего Поволжья. Вот он, наш любимый муромско-мерянско-весский XVII тип украшений, красивые наборные или имитирующие наборную технику элементы женского убора, распространенные в I
... Читать дальше »
Не́я — город в Костромской
области Российской Федерации,
административный центр Нейского района.
Население 10,7 тыс. жителей (2010). Город
расположен на правом берегу реки Нея, в 237 км
от Костромы. Существует несколько вариантов происхождения названия города Неи. Наиболее достоверным представляется
мерянская версия, по ней «Нея» означает «переплетенная,
извилистая река». От названия реки произошло и название селения.
Самое раннее упоминание о поселениях на территории Нейской земли относится к 1502 году, когда Великий князь Московский Василий Иванович пожаловал дьяку Ивану Садыкову Старо-Покровскую волость , центр
... Читать дальше »
В Кировской области существуют места где до сих пор живы легенды о чуди белоглазой. О них рассказывает кировский журналист Сергей Останин в своей телепередаче
Что Погодинъ ни говори, а гораздо болѣе половины земляковъ нашихъ - обрусѣвшая чудь. Посмотрите въ Тверской на Карелъ, въ Нижегородской, Пензенской, Симбирской и др. на Мордву, Чувашь - они обрусѣли въ глазахъ нашихъ, и нынѣшнее поколѣніе не знаетъ болѣе своего языка. Тоже видѣлъ я въ Пермской, Вятской и - Орловской; пусть рѣшитъ Погодинъ, какъ Историкъ, какого поколѣнія чухны жили въ орловской, но это чудь. Одна половина Курскаго населенія также.
Это потому, что на югѣ сидѣли славянѣ, а во-всей Великоруссіи чухны разныхъ помолѣній.