Рис. 108. Обломок керамического сосуда с изображением камлающего волхва.
Плёсский посад. Рис. П.Н.Травкина
Что известно российской науке о городских волхвах раннего средневековья? По справедливому суждению Б.А. Рыбакова, не так уж и много. Обращаясь к теме жреческого сословия, историк с сожалением констатировал скудность письменных сведений: «в дошедших до нас источниках (преимущественно церковного про исхождения) эта тема умышленно не разрабатывалась, и фигуры языческих волхвов появлялись на страницах летописей лишь в исключите
...
Читать дальше »
|
Меровия - название территории, ограниченной реками Волгой, Унжей и Ветлугой. Этноним. После того, как в ходе развития Владимиро-Суздальской государственности финно-угорский этнос меря был частично потеснен с территорий современной Владимирской, Ивановской, Ярославской областей, часть мери отступила за Волгу в междуречье Унжи и Ветлуги названное Меровией. Позднее, в 16-18 веках продолжается русификация (крещение) мери уже на этих территориях, и часть ее отходит дальше на восток в Заветлужье, и сливается с родственным этносом мари, что становится основой формирования северо-западной группы этого народа в современных Вос
...
Читать дальше »
|
Ежегодно с ранней весны до поздней осени продолжается настоящее паломничество людей к одному из красивейших мест Кировской
...
Читать дальше »
|
Анализ хорографических названий Муромского края нечувствительно увлекает нас в пределы Тульской, Орловской и Калужской губ., следуя вверх по течению р. Оки; таким образом, мало-помалу неприметно добираемся мы до земли вятичей. Вятичи были славяне; они и близкие их сородичи — радимичи последними из славян прибыли в пределы нынешней средней России. В то время как поляне, древляне и другие славянские племена, по давности событий, совершенно уже утратили предания о своем переселении, радимичи и вятичи не только помнили во времена летописца Нестора свою родину на западе, но и называли ещё имена тех родоначальников, которые привели их на новые места. «Бяста бо два брата в лесах: Радим, а другий Вятко; и пришедше седоста, Радим на Сьжю, прозвашася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Оце, от него ж
...
Читать дальше »
|
Генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеэнтупа во время экскурсии в этнографическом отделе Национального музея Коми в Сыктывкаре познакомился с потомком летописного финно-угорского народа меря. Этим человеком оказалась директор музея Ирина Котылева.
Как рассказал О.Перхеэнтупа на приеме, посвященном проведению Дней финно-угорской культуры в Коми, во время экскурсии в музее он встретил представителя древнего народа меря. «И это был не экспонат, а живой человек», - с воодушевлением произнес гость республики.
Как сообщила Инфоцентру FINUGOR И.Котылева, она является потомком летописных мерян, ставших основой формирования русского народа. «Мои родители происходят из Чухломского района Костромской облас
...
Читать дальше »
|
Вид в Кремле на церковь Рождества Иоанна Предтечи. 1800-е годы.
Территория нынешнего Московского Кремля, вероятнее всего, была местом языческих празднеств, связанных с летним Солнцеворотом. Об этом говорит факт основания здесь первого московского храма - деревянной церкви Иоанна Предтечи. Этот святой не являлся самой главной фигурой в христианском "пантеоне", но у него была одна особенность - он стал одним из святых, наравне с Ильей, Параскевой, Николой, персонифицирующим богов языческих культов.
Доподлинно известно, что в первые века христианства было предпи
...
Читать дальше »
|
В марте в выставочном зале Угличского кремля прошла фотовыставка «Культовые камни Угличского Верхневолжья». В ее экспозицию вошли более тридцати фотографий и рисунков с изображением культовых камней как известных, так и вновь выявленных полевыми экспедициями Угличского Государственного историко-архитектурного и художественного музея.
Издревле в народной традиции камень был объектом почитания. Особенно характерно это явление для Русского Севера. Культовыми камнями, как правило становились необработанные валуны больших размеров. Священные камни, расположенные на берегах рек, озер, у родников, на дорогах, перекрестках вместе с природным окружением составляли единый обрядовый, сакральный комплекс. В местной среде возникали различные легенды, поверья, обычаи. Люди
...
Читать дальше »
|
Жабкинский могильник. Шумящая подвеска 10-11 вв. В верхней части - стилизованные конские головы, в нижней - лапки водоплавающей птицы. К сожалению в нашей отечественной традиции чуть ли не официально принята точка зрения, что русская народная культура является славянской. О каких-либо иных источниках ее формирования во многих случаях не говориться. О доминировании славянских элементов можно говорить касательно южных областей России. Слева рис.6. Егорьевск. Тройное овершье с солярным знаком. Справа рис.7. Егорьевск. Солярные знаки вверху и внизу. Вверху парные подвески в виде гусиных лапок. Когда же речь идет о лесной зоне Центральной России и о Русском Севере, т.е. регионе, где до славян господствовали финно-угры, то славянского здесь не так много. Здесь русские формировались на основе не
...
Читать дальше »
|
р.Вохна
Речь пойдет о небольшой 50-километровой полосе земли между юго-восточными московскими окраинами (Кузьмнки и Кусково) и Павловским Посадом на реке Клязьме. Окрестность Павловского Посада ранее называлась Вохонской волостью, а поселение, соотв
...
Читать дальше »
|
Характерными особенностями О.Б.Ткаченко как
исследователя нужно считать его широкий научный диапазон, в котором
очень целесообразно были расставлены объекты и сферы исследования
(украинский, русский, славянские языки, индоевропейские, финноугорские),
редкую трудоспособность и добросовестность, глубокую эрудицию и
мастерское владение конкретными приёмами лингвистического анализа,
органическое (без всякого форсирования) сочетание высокой теории и
интереса и уменя работать с эмпирическим материалом, устремлен
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 67 68 69 70 71 ... 77 78 » |