Понедельник, 29.05.2017, 03:08 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Народная Вера Земли Меря

Унженская кереметь. "Чёрная береза" и источник "Поток"
 

7 августа, в Макарьеве на Унже-реке праздновали день преподобного Макария Унженского. Чудотворец Макарий, знаменит, в первую очередь, своими исцелениями. К старцу всегда тянулись люди за телесной помощью, советом. Согласно житию, преподобный Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало мордвы, татар, марийцев и чувашей. Ну и галичских мерян конечно же. Люди тянутся к нему и по сей день.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/unzhenskaja_keremet_chjornaja_bereza_i_istochnik_potok/2013-08-09-786


Почитаемое место «Марья Святая» в окрестностях с. Филимонова Ростовского района

 

"Марья Святая" это целый сакральный комплекс, состоящий из городища, святого колодца и ранне-средневекового курганного могильника, носящих общее название "МС". Городище 11-13, 14-17 веков находится в восьмистах метрах от села Филимоново на останце коренной террасы правого берега реки Сара (приток озера Неро).

Обследовано археологом Д.Н. Эдингом в 1924 году, в 1991 году А.Е. Комаровым. Исследовалось в 1991 году археологом А.Е. Леонтьевым,  который раскопал 102 квадратных метра территории.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/pochitaemoe_mesto_marja_svjataja_v_okrestnostjakh_s_
filimonova_rostovskogo_rajona/2013-08-26-793


Važ Kalendar финно-угров северо-востока европейской России

 
Вводные замечания. Предметы искусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономического содержания, относятся к высоко информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного населения севера Евразии. Они появляются на раннем этапе верхнего палеолита (» 34–24 000 лет назад – сыйская и мальтинская культуры Сибири; поселение Сунгирь – на севере европейской России; см.: [Ларичев, 1983; 1984; 1993; 1999а и б; 2000]), остаются примечательными изделиями художественного творчества времени раннего и позднего средневековья [Ларичев, 2001а и б; Ларичев, Новиков, 2000] и сохраняются вплоть до этнографической современности [Мазин, Пеньков, 1999].
 

Растительные культы Верхнего Поволжья. «Заповедная роща» св. Сильвестра Обнорского

В статье ярославского историка Светланы Чернецовой рассматриваются некоторые аспекты традиции почитания деревьев в контексте духовно-исторического развития сельской округи Верхнего Поволжья. Исследование охватывает период с XIV по XX в. н. э.

В его основу легли некоторые малоизвестные документы второй половины XIX - начала ХХ в. и не публиковавшиеся ранее этнографические данные, собранные автором в ходе полевых исследований в окрестностях с. Воскресенское Любимского р-на Ярославской области. Растительные культы и их трансформация в традиционной культуре населения...

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/rastitelnye_kulty_povolzhja/2014-03-31-888


Корни Древа Мёртвых. Семантика ели: взгляд из глубины

Тема великой сакральной ели — дерева предков финно-угорских народов — настолько широка, что первая публикация на сайте Merjamaa [6] не вместила в себя всего многообразия смыслов, параллелей, интерпретаций. Возможно, написать большую работу и не получилось бы. Невозможно охватить такую тему со всех сторон сразу, правильнее будет рассматривать какой-то один аспект. Да и раскрывать все карты не хочется, желательно, чтобы у читателя остались какие-то вопросы, и он захотел найти на них ответы. Я скажу больше — эта тема не ограничивается даже своей широтой, смыслы этого явления перманентны, они разлиты в воздухе и существуют столько, сколько существует человек, они простираются глу...

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/korni_dereva_mjortvykh_semantika_eli_vzgljad_iz_
glubiny/2014-04-29-895


Профессия чёрта - мосты строить.


akim_trefilov пишет: Мир вокруг нас и люди в нем видятся нам достаточно понятными и предсказуемыми. А иной раз наткнешься на что-нибудь, вдумаешься и видишь: нет, эвона как тут все закручено - не разберешь! За низменной равниной, окружающей великое ростовское озеро Неро, к востоку идут леса, перемежающиеся болотами (тоже бывшими когда-то озерами).

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/professija_chjorta_mosty_stroit/2012-08-10-618


Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.


Д. Зманово Борисоглебского района Ярославской области. Крест и развешанная одежда у источника Преподобного Иринарха. 2002. Фото автора.

Неотъемлемым элементом меряно-русских народных верований выступает культ деревенских святынь. Санкт-петербургский исследователь А.А. Панченко, введший в научный оборот термин «деревенские святыни», объединял этим определением искусственные и природные объекты, почитание которых не предусмотрено каноническим церковным обиходом. В настоящем сообщении мы попытаемся изучить данное явление в контексте традиционной культуры южных районов Ярославской Мерянии – Борисоглебского, Переславского, Ростовского и Угличского. В XIX – начале XX вв. здесь располагались Переславль-Залесский уезд Владимирской губернии, Ростовский и Угличский уезды Ярославской губернии.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/derevenskie_svjatyni_juzhnykh_regionov_
jaroslavskogo_povolzhja_v_xix_xx_vv/2012-07-16-599


Марийский праздник Сюрем


В середине лета (на Петров день, 12 июля или близко к этому) марийцы отмечают один из главных своих праздников - Сюрем. Это общественное моление всей сельской общины о здоровье и благополучии её членов, об урожае и о приплоде скота. За скотину молятся святому Петро-юмо. Это сближает Сюрем с ветлужским вариантом русского праздника Мольба. "Береговая" мольба в Шилихе в этом году отмечается 15 июля.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/marijskij_prazdnik_sjurem/2012-07-14-598


О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности.

 Тема  хвойных деревьев в культуре русских пост-финских территорий России и ее финно-угорских народов и ели, в частности, изучается давно, тому подтверждение масса научных трудов весьма компетентных авторов (Шалина И.А., Платонов В.Г, Ершов В.П, Дронова Т.И...), каждый из которых посвящен обычаям и верованиям  народа или его отдельной группы. Но не было еще такой работы, где был бы проведен сопоставительный анализ с целью выявить общие черты в обрядности, связанной с культом дерева, найти те параллели, которые тонкой нитью проходят через плас...

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/semantika_eli_1/2012-06-25-590


На Святой горке в мерянской Нерехте совершился древний обряд

http://www.ljplus.ru/img4/d/i/dinka_4/P1070391.JPG

 
День преподобного Пахомия в минувшие дни отмечали в Нерехте. Сотни паломников из Костромской Мерянии, и соседних мерянских областей приехали в Троице-Сыпанов монастырь, чтобы поклониться святым мощам целителя и совершить древний обряд на Святой горке.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/na_svjatoj_gorke_v_merjanskoj_nerekhte_
sovershilsja_drevnij_obrjad/2012-05-29-574

 
Дорога к Предкам. Погребальный обряд Верхнего Поволжья.
 

Кладбище в деревни Ушково. Карелия. (Ополовников А.В. Русский Север. М., 1977. С. 83).

Отчетливым отголоском обряда кремации покойников в средневековье следует считать, распространенный в Владимиро-Суз­дальской земле обычай «освящать» огнём землю на месте захоро­нения. Так на суздальском раннесредневековом кладбище М.В. Седова отмечала следы кострищ, прорезанных могильной ямой. Тот же обряд отчётливо наблюдался и в мерянских Кнутихинских курганах, обна­руженных нами (ивановским археологом Травкиным) на берегу Уводи и исследованных совместно с А.В. Уткиным.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_predkam/2012-04-21-553
О деревенских святынях Вологодского края (святые рощи, деревья, камни, горы, источники)
 
Роща "Смольё"
     
По определению современного исследователя народного православия, этнографа, и фольклориста А. А. Панченко, деревенские святыни - это почитаемые ландшафтные объекты, не предусмотренные каноническим церковным обиходом и, в то же время, играющие существенную роль в традиционной религиозной практике крестьянина1. Более предметно - это священные камни, родники, деревья, кресты и другие объекты, связанные с народной мифологией пространства. Как отмечает указанный автор, опираясь на материалы северо-западных губерний России, деревенские святыни представляли собой в XIX-XX веках значительный фрагмент религиозной культуры русского крестьянства.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/o_derevenskikh_svjatynjakh_vologodskogo_
kraja_svjatye_roshhi_derevja_kamni_gory_istochniki/2012-02-09-484

Чудские святилища Вологодчины. Вологодские рощи-Кусты.

http://www.naselo.ru/upload/iblock/5cf/DSC_0281_1392263912_.JPG

Чудь заволочская (весь и меря) была этносом языческим. Система ее верований глубоко еще не исследована, но достоверно известно, что у них были специальные святилища - места языческих жертвоприношений ее главному богу - Йомалю-Юмалу. Сведения о таких местах есть в скандинавских сагах. В книге исландца Снорре Стурлесона, в которой излагаются события экспедиции в Биармию норвежца Торера Собаки, говорится, что Торер и его спутники, продав в Биармии свои товары, ночью тайно пошли в ближайший от поселка лес и обнаружили там курган, обнесенный деревянной оградой. Курган состоял из земли, наполовину смешанной с золотыми и серебряными монетами. На кургане стояла деревянная статуя бога Йомаля, который был изображен в виде сидящего на пне старика.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/chudskie_svjatilishha_vologodchiny_
vologodskie_roshhi_kusty/2011-10-04-357


На Сара-реке уничтожен святой источник «Детский колодесь»

В окрестностях д. Нагая Слобода и Тарасово Ростовского района находился почитаемый источник «Детский колодесь». По позднему христианскому преданию, в древности здесь был утоплен крест из церкви. До середины XX в. это место активно посещалось местными жителями: здесь брали воду и использовали её в лечебных целях. Так, женщины здесь брали воду для лечения маленьких детей, вешали на рядом стоявший колышек чепчики, распашонки. Со временем это место перестали посещать, многие забыли дорогу к нему.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/na_sara_reke_unichtozhen_svjatoj_istochnik_
detskij_kolodes/2011-08-09-315

Культ священных рощ в Ярославщине

Культ «природных святынь», имеющий в своей основе архаичные, дохристианские представления, на протяжении долгого времени занимал и занимает важное место в духовной жизни русских постмерянских территорий центральной России. Несмотря на различные меры, предпринимавшиеся Московской православной церковью по борьбе с этим «остатком язычества», данный пласт народной культуры не исчез, а остался на уровне поверий и тесно связанных с ними фольклорных текстов и обрядов.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/kult_svjashhennykh_roshh_v_
jaroslavshhine/2011-03-21-202


Откуда вы русские панки? Или метаморфозы северной обрядовой игрушки

 Наверное, увидев  заголовок,  читатель подумает о музыкальной субкультуре, предполагающей экстравагантный внешний вид современной молодёжи. Это направление названо английским словом "punk", что в переводе значит "гнильё, чепуха" или даже "паршивец". Но нет, в нашей статье речь  пойдет о традиционной культуре Русского Севера, её истории и загадках.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/otkuda_vy_russkie_panki_ili_
metamorfozy_severnoj_obrjadovoj_igrushki/2011-02-11-174


Любовная магия финно-угорских народов

Видное место в обрядности финно-угорских народов занимала любовная (половая) магия. Считалось, что управлять любовными симпатиями можно было через слово, взгляд или действие, открыто обращенные непосредственно к объекту любви, либо тайно направленные на его тень, отражение или на пищу, приготовленную специально для него.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/ljubovnaja_magija_finno_ugorskikh_narodov/2011-01-02-138
Летающий храм озера Нестиар

Село Нестиары Нижегородской области, растянувшись хороводом вокруг озера, переходит в деревеньку Заозерье; человеческие жилища опоясывают озеро Нестиар подобно ожерелью. Озеро Нестиар  находится в нескольких десятках километров от знаменитого озера Светлояр, о котором мы писали не так давно, и тоже является мощным местом Силы.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/letajushhij_khram_ozera_nestiar_
nizhegorodskaja_oblast/2010-09-30-84
Мерянские волхвы древней Руси

Картинка 14 из 78

Многие интересующиеся историей России наверняка помнят про восстание языческих волхвов в Ростовской земле произошедшее в 1071 году. 

Вот текст летописи преподобного Нестора рассказывающий об этом: "Беси бо под токше на зло вводят, по сем же насмисаются ввергше и в пропасть смертную, научивше глаголати, якоже се скажем бесовьское наущенье и действо. Бывши бо единою скудости в Ростовьстей области, встаста два влохва от Ярославля, глаголюща: "яко в свеве кто обилье держить"; и поидоста по Вользе, кде придуть в погосте ту же нарицаху

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/merjanskie_volkhvy_drevnej_rusi/2010-05-31-26
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Дьяковская культура Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа Денис Осокин вятичи Залесье волга Идентичность футуризм макарьев галич экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия скандинавы Европа коми Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2280
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 849
Статистика
Яндекс.Метрика