7 августа, в Макарьеве на Унже-реке праздновали день преподобного Макария Унженского. Чудотворец Макарий, знаменит, в первую очередь, своими исцелениями. К старцу всегда тянулись люди за телесной помощью, советом. Согласно житию, преподобный Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало мордвы, татар, марийцев и чувашей. Ну и галичских мерян конечно же. Люди тянутся к нему и по сей день.
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/unzhenskaja_keremet_chjornaja_bereza_i_istochnik_potok/2013-08-09-786
Почитаемое место «Марья Святая» в окрестностях с. Филимонова Ростовского района
"Марья Святая" это целый сакральный комплекс, состоящий из городища, святого колодца и ранне-средневекового курганного могильника, носящих общее название "МС". Городище 11-13, 14-17 веков находится в восьмистах метрах от села Филимоново на останце коренной террасы правого берега реки Сара (приток озера Неро).
Обследовано археологом Д.Н. Эдингом в 1924 году, в 1991 году А.Е. Комаровым. Исследовалось в 1991 году археологом А.Е. Леонтьевым, который раскопал 102 квадратных метра территории.
Važ Kalendar финно-угров северо-востока европейской России
evropejskoj_rossii/2014-01-16-855
Растительные культы Верхнего Поволжья. «Заповедная роща» св. Сильвестра Обнорского
В статье ярославского историка Светланы Чернецовой рассматриваются некоторые аспекты традиции почитания деревьев в контексте духовно-исторического развития сельской округи Верхнего Поволжья. Исследование охватывает период с XIV по XX в. н. э.
В его основу легли некоторые малоизвестные документы второй половины XIX - начала ХХ в. и не публиковавшиеся ранее этнографические данные, собранные автором в ходе полевых исследований в окрестностях с. Воскресенское Любимского р-на Ярославской области. Растительные культы и их трансформация в традиционной культуре населения...
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/rastitelnye_kulty_povolzhja/2014-03-31-888
Корни Древа Мёртвых. Семантика ели: взгляд из глубины
Тема великой сакральной ели — дерева предков финно-угорских народов — настолько широка, что первая публикация на сайте Merjamaa [6] не вместила в себя всего многообразия смыслов, параллелей, интерпретаций. Возможно, написать большую работу и не получилось бы. Невозможно охватить такую тему со всех сторон сразу, правильнее будет рассматривать какой-то один аспект. Да и раскрывать все карты не хочется, желательно, чтобы у читателя остались какие-то вопросы, и он захотел найти на них ответы. Я скажу больше — эта тема не ограничивается даже своей широтой, смыслы этого явления перманентны, они разлиты в воздухе и существуют столько, сколько существует человек, они простираются глу...
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/korni_dereva_mjortvykh_semantika_eli_vzgljad_iz_
glubiny/2014-04-29-895
Профессия чёрта - мосты строить.
akim_trefilov пишет: Мир вокруг нас и люди в нем видятся нам достаточно понятными и предсказуемыми. А иной раз наткнешься на что-нибудь, вдумаешься и видишь: нет, эвона как тут все закручено - не разберешь! За низменной равниной, окружающей великое ростовское озеро Неро, к востоку идут леса, перемежающиеся болотами (тоже бывшими когда-то озерами).
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/professija_chjorta_mosty_stroit/2012-08-10-618
Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.
Д. Зманово Борисоглебского района Ярославской области. Крест и развешанная одежда у источника Преподобного Иринарха. 2002. Фото автора.
Неотъемлемым элементом меряно-русских народных верований выступает культ деревенских святынь. Санкт-петербургский исследователь А.А. Панченко, введший в научный оборот термин «деревенские святыни», объединял этим определением искусственные и природные объекты, почитание которых не предусмотрено каноническим церковным обиходом. В настоящем сообщении мы попытаемся изучить данное явление в контексте традиционной культуры южных районов Ярославской Мерянии – Борисоглебского, Переславского, Ростовского и Угличского. В XIX – начале XX вв. здесь располагались Переславль-Залесский уезд Владимирской губернии, Ростовский и Угличский уезды Ярославской губернии.
В середине лета (на Петров день, 12 июля или близко к этому) марийцы отмечают один из главных своих праздников - Сюрем. Это общественное моление всей сельской общины о здоровье и благополучии её членов, об урожае и о приплоде скота. За скотину молятся святому Петро-юмо. Это сближает Сюрем с ветлужским вариантом русского праздника Мольба. "Береговая" мольба в Шилихе в этом году отмечается 15 июля.
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/marijskij_prazdnik_sjurem/2012-07-14-598
О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности.
Тема хвойных деревьев в культуре русских пост-финских территорий России и ее финно-угорских народов и ели, в частности, изучается давно, тому подтверждение масса научных трудов весьма компетентных авторов (Шалина И.А., Платонов В.Г, Ершов В.П, Дронова Т.И...), каждый из которых посвящен обычаям и верованиям народа или его отдельной группы. Но не было еще такой работы, где был бы проведен сопоставительный анализ с целью выявить общие черты в обрядности, связанной с культом дерева, найти те параллели, которые тонкой нитью проходят через плас...
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/semantika_eli_1/2012-06-25-590
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/na_svjatoj_gorke_v_merjanskoj_nerekhte_
sovershilsja_drevnij_obrjad/2012-05-29-574
Кладбище в деревни Ушково. Карелия. (Ополовников А.В. Русский Север. М., 1977. С. 83).
Отчетливым отголоском обряда кремации покойников в средневековье следует считать, распространенный в Владимиро-Суздальской земле обычай «освящать» огнём землю на месте захоронения. Так на суздальском раннесредневековом кладбище М.В. Седова отмечала следы кострищ, прорезанных могильной ямой. Тот же обряд отчётливо наблюдался и в мерянских Кнутихинских курганах, обнаруженных нами (ивановским археологом Травкиным) на берегу Уводи и исследованных совместно с А.В. Уткиным.
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_predkam/2012-04-21-553
По определению современного исследователя народного православия, этнографа, и фольклориста А. А. Панченко, деревенские святыни - это почитаемые ландшафтные объекты, не предусмотренные каноническим церковным обиходом и, в то же время, играющие существенную роль в традиционной религиозной практике крестьянина1. Более предметно - это священные камни, родники, деревья, кресты и другие объекты, связанные с народной мифологией пространства. Как отмечает указанный автор, опираясь на материалы северо-западных губерний России, деревенские святыни представляли собой в XIX-XX веках значительный фрагмент религиозной культуры русского крестьянства.
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/o_derevenskikh_svjatynjakh_vologodskogo_
kraja_svjatye_roshhi_derevja_kamni_gory_istochniki/2012-02-09-484
Чудские святилища Вологодчины. Вологодские рощи-Кусты.
Чудь заволочская (весь и меря) была этносом языческим. Система ее верований глубоко еще не исследована, но достоверно известно, что у них были специальные святилища - места языческих жертвоприношений ее главному богу - Йомалю-Юмалу. Сведения о таких местах есть в скандинавских сагах. В книге исландца Снорре Стурлесона, в которой излагаются события экспедиции в Биармию норвежца Торера Собаки, говорится, что Торер и его спутники, продав в Биармии свои товары, ночью тайно пошли в ближайший от поселка лес и обнаружили там курган, обнесенный деревянной оградой. Курган состоял из земли, наполовину смешанной с золотыми и серебряными монетами. На кургане стояла деревянная статуя бога Йомаля, который был изображен в виде сидящего на пне старика.
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/chudskie_svjatilishha_vologodchiny_
vologodskie_roshhi_kusty/2011-10-04-357
На Сара-реке уничтожен святой источник «Детский колодесь»
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/na_sara_reke_unichtozhen_svjatoj_istochnik_
detskij_kolodes/2011-08-09-315
Культ священных рощ в Ярославщине
Культ «природных святынь», имеющий в своей основе архаичные, дохристианские представления, на протяжении долгого времени занимал и занимает важное место в духовной жизни русских постмерянских территорий центральной России. Несмотря на различные меры, предпринимавшиеся Московской православной церковью по борьбе с этим «остатком язычества», данный пласт народной культуры не исчез, а остался на уровне поверий и тесно связанных с ними фольклорных текстов и обрядов.
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/kult_svjashhennykh_roshh_v_
jaroslavshhine/2011-03-21-202
Откуда вы русские панки? Или метаморфозы северной обрядовой игрушки
Наверное, увидев заголовок, читатель подумает о музыкальной субкультуре, предполагающей экстравагантный внешний вид современной молодёжи. Это направление названо английским словом "punk", что в переводе значит "гнильё, чепуха" или даже "паршивец". Но нет, в нашей статье речь пойдет о традиционной культуре Русского Севера, её истории и загадках.
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/otkuda_vy_russkie_panki_ili_
metamorfozy_severnoj_obrjadovoj_igrushki/2011-02-11-174
Любовная магия финно-угорских народов
Видное место в обрядности финно-угорских народов занимала любовная (половая) магия. Считалось, что управлять любовными симпатиями можно было через слово, взгляд или действие, открыто обращенные непосредственно к объекту любви, либо тайно направленные на его тень, отражение или на пищу, приготовленную специально для него.
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/letajushhij_khram_ozera_nestiar_
nizhegorodskaja_oblast/2010-09-30-84
Вот текст летописи преподобного Нестора рассказывающий об этом: "Беси бо под токше на зло вводят, по сем же насмисаются ввергше и в пропасть смертную, научивше глаголати, якоже се скажем бесовьское наущенье и действо. Бывши бо единою скудости в Ростовьстей области, встаста два влохва от Ярославля, глаголюща: "яко в свеве кто обилье держить"; и поидоста по Вользе, кде придуть в погосте ту же нарицаху
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/merjanskie_volkhvy_drevnej_rusi/2010-05-31-26