Угадайте, где в Иванове в древности находился огромный город мертвых? Думаете это было где-то на окраине? А если я скажу, что две сотни курганов располагались на территории, на которой сейчас находится улица Батурина.
Сложно в это поверить, но тысячу лет назад огромное кладбище располагалось по эту сторону реки. А там, где сейчас Ивановский театральный комплекс располагалось поселение. К величайшему сожалению все его артефакты утеряны, поскольку молодое Советское государство в начале тридцатых годов разрушили на том месте главные городские храмы и без проведения адекватных археологических работ забабахали там театр.
Что же стало с могилами наших древних предков за рекой? Их веками дербанили, и в итоге в XIX веке раскопали 172 кургана и забрали оттуда вещи, соответствую
... Читать дальше »
На Масляницу (по-вепсски Maidnedal’ [майднедаль] – буквально ‘молочная неделя’) катались с горок на санках. Конечно, cкатывались и с Масляной горы в прионежском селе Вехручей (Республика Карелия). По-вепсски она называется Voimägi [Воймяги], от voi ‘масло’ и mägi ‘гора’. Однако, вопреки местному топонимическому преданию, свое название гора получила совсем нет от Масляницы.
Вопрос происхождения названия проясняется, если обратиться к следующим топонимам с основой Масл-:
Саминская деревня «Масляноя Гора» (1583 г.), позднее известная как Пига
... Читать дальше »
...В соседних сонмах и племенах, вовлечённых в игру-с-Кометой, её называют Громница, возвещающая молниеносные обновления, бодхисаттва Харита Тара, Бригитта-в-Зелёном, Барбелит. Мы зовём её Ки-войм Шордо, каменный ангел, несущий образ зверя-посредника. Мы смотрим на свод Юмбалта и слышим, как Ки-войм говорит: Серыша Масын йонат па Мас Серыше йоныт.
Для мери чулчуж Ки-войм возвещает Усь Тун и возвращение Шордо на небо — после того, как веками его подменял резвый Имле, сводя воедино Солнце, Звёзды и Знание. Мы слышим, как Ки-войм калäка: многие миры снова будут связаны моим Дыханием-Лил.
«Прощное место», Тугова гора, Шулык-Корок. Камаян-кам находит этих людей по наитию в канун Нового Года и встречает с ними полночь. План пойти на Тугову гору звучит ещö тогда — наводку на место дал Анди.
Для камаян-кама эти люди — маленький спонтанный городской кунд. Для них камаян-кам — залётный чудной с сумками всячин. Кто они? Одна из них — сохранительница Тимер-маа, поэт местного космоса, она держит под кроватью связки слов-вещей: корни, лу, травы, ветви, толгак и многое иное. Из её запасов утром-волгаж формируются дары для Яран Бол-Ава — подношения на зеркале.
... Читать дальше »
В последние годы периодически разгораются дискуссии об укрупнении регионов, вот недавно, в 2021 году, снова обсуждали проект слияния областей предложенный Маратом Хуснуллиным. Об этом на страницах ярославского портала «Город» рассуждал башкирский политолог Арсен Шаяхметов. По его мнению, наиболее реалистичный сценарий такого укрупнения – создание агломерации внутри ЦФ
... Читать дальше »
Сегодня мы представляем вам документальный фильм - "За северным ветром - Народ водоплавающей птицы / Veelinnu rahvas (1972)", снятый известным писателем, путешественником, а позже первым президентом вновь независимой Эстонии Леннартом Мери. Невозможно не признать писательский талант Леннарта Мери и его яркие научные достижения в области этнографии и культурологии финно-угорского этноса.
Мери проводил многолетние исследования истории и родства различных народностей этноса, его традиций, обычаев. верований, а также отображений этого мощного пласта культуры в художественных дисциплинах - в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. ... Читать дальше »
Представляем вашему вниманию короткометражный документальный фильм снятый Глебом Михайловичем Александровым в рамках проекта «Росэкспедиция». Этот фильм посвящен истории племенного центра летописного племени меря — Сарского городища, которое в ранних русских летописях известно как Ростов. Летописный предок современного Ростова был уничтожен в 1930 году в результате карьерных разработок.
Сарское городище наиболее известно в качестве укреплённого поселения, существовавшего в VII — начале XI веков на территории современного Ростовского района Ярославской области. Оно объединяло в себе военную, торговую и религиозные функции. Имело сложную
... Читать дальше »
Беседовали тут с литовским другом про «традицию». Возможна ли она в условиях фактического «обрыва»? Ведь «традиция» — это особые ритмы жизни, паттерны поведения в определенном социуме, в случае, когда мы говорим про язычество в — территориально-родовом социуме. То «как деды и бабки делали». Тут не только сакральные религиозные праздники, но и аграрные, животноводческие, промысловые (экономические общественные практики в рамках «мира» и освоения «чужого пространства»), это особые язык, кухня, элементы быта, песни, сказки, искусство, философия. Все эти элементы взаимосвязаны меж собой, все проникнуты о
... Читать дальше »
Рек в Ростове-Великом нет, за исключением Пиги, окружающий кремлёвский вал и текущей из окрестностей кремля в озеро Неро и почти совершенно иссякшей. Впрочем, Пига не совсем речка. Это вернее сказать, канава, вырытая в то время, когда в 1632-1634 гг. «горододелец» Ян Корнилий ван Роденбург насыпали городской вал Ростова. Сейчас Пига почти заросла и более походит на болото, чем на реку.
О происхождении названия объекта доподлинно не известно, но, как пишет Т.Ю. Субботина в своей монографии «Планировка города в Ростове середины – второй половины XVIII века»: «Через всю территорию города с севера на юг от
... Читать дальше »
Обычно, говоря о чудце, имеют в виду локальную группу - население Дьяконовской волости (прежде ее центром было село Николо-Чудца, где стояла приходская церковь и находились дома клира, а также школа и погост). Теперь центр - сельская администрация - находится в с.Дьяконово, по другую от с.Николо-Чудца сторону реки Костромы. Николо-Чудца выглядит совсем заброшенной, но в праздничные дни, иногда по воскресеньям, здесь открывается и торгует (часа два-три) магазин, в остальное время крепко закрытый. Местные бабушки служат своими силами в церкви, хотя она выглядит заброшенной и разбитой, и во время службы птичьи голоса слышны в незастекленные окна, смешиваясь с церковным пение
... Читать дальше »