Концепция «Дела – подвига». Фабрики как храмы. Фабричные посёлки как провозвестники «Града грядущего».
В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась старообрядческая концепция «Дела» – подвига во имя спасения души и веры. Предпринимательский «труд благой» был признан душеспасительным.
Устро
...
Читать дальше »
|
По информации портала "Хранители Наследия", 28 апреля 2016 года в Переславле-Залесском должно состояться выездное совещание с участием представителей Министерства культуры РФ и Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области по вопросу сохранения уникальных для истории российской государственности археологических объектов на берегу Плещеева озера. Точнее, по вопросу их постоянного разрушения
Наступила весна, и на территории древнего мерянского Клещина – предшественника Переславля-Залесского – закипела работа. На средневековое селище завезены стройматериалы, поставлены бытовки. На установленных опорах ЛЭП уже висят провода. Постройки возводятся прямо на участках с неп
...
Читать дальше »
|
Статья владимирского археолога Тимура Олеговича Галкина посвящена научной критике книги "Варяжская Русь: славянская Атлантида" авторства ижевского (Удмуртия) фольк-историка Л.Р. Прозорова (известного в славяноязыческих кругах как Озар Ворон). Примечание Merjamaa.
Уважаемый господин Л.С. Клейн в своей книге преждевременно «похоронил» варяжскую проблематику в современном историографическом дискурсе. Дважды были подведены итоги: в форме развернутой статьи в журнале «Stratum Plus» (Клейн, 1999), а позднее в отдельной монографии (Клейн, 2009). Казалось бы, вопрос закрыт окончательно и бесповоротно. Однако эти работы породили новый виток дискуссии, которая продолжается и поныне. Наиболее яркими полемистами в ней выступают все тот же Л.С.
...
Читать дальше »
|
Актовые печати остаются редкими находками на археологических памятниках центральных районов Ростово-Суздальской земли. В Суздале за всю историю его археологического изучения найдено лишь 2 печати, во Владимире – 6 печатей, в Ростове – 2 печати. Среди немногочисленных вновь найденных печатей, полученных в результате научных полевых исследований и имеющих в силу этого надежный археологический паспорт, – булла с селища Мордыш 1 на р. Нерль.
Печать обнаружена в 2012 г. в ходе обследования селища Мордыш 1 на распаханной поверхности вместе с большой серией средневековых вещей и керамики. Ее диаме
...
Читать дальше »
|
Данное исследование представляет собой попытку выявления сакральной географии окрестностей Ципиной горы (Вологодская область) в ее историческом развитии [1]. Под сакральной географией автор понимает часть исторической географии, относящуюся к ее духовной сфере, к системе культовых общественных объектов. Окрестности Ципиной горы – один из регионов национального парка «Русский Север», имеющий статус особо охраняемой природной территории. К этому живописному уголку Вологодского края проявляется устойчивый интерес туристов как из нашей области, так и других областей России и из зарубежья.
Факторами, побуждающими к подобному исследованию, являются близкое расположение данной местности к такому известному туристическому центру, как Ферапонтово, возможность введения п
...
Читать дальше »
|
В 1874 году начались раскопки знаменитого ныне Гнёздовского могильника, расположенного на окраине современного Смоленска. Публикация результатов исследования всего 14 курганов, вышедшая в трудах МАО почти семью годами позже, совпала по времени с началом относительно планомерных раскопок этого памятника (Авдусин, 1999. С. 13). Краткий дневник раскопок был опубликован автором в одном из выпусков трудов МАО, а материалы раскопанных М.Ф. Кусцинским курганов вошли в Указатели РИМ и монографию В.И. Сизова, обобщившую результаты изучения Гнёздовских курганов на начало XX в. (Кусцинский, 1881; Указатель.., 1883. № 195-198; 1893. № 35-38; Сизов, 1902. С. 80. Рис. 26).
Среди раскопанных первым исследов
...
Читать дальше »
|
Межэтнические взаимодействия в Северо-Восточной земле
В средневековой Руси взаимоотношения финноязычных и славяноязычных племен являлись одной из главных составляющих исторического процесса формирования древнерусской народности и раннефеодальной социально-политической системы. Данные антропологических и генетических исследований показывают значительную роль финно-угорского субстрата в русском генофонде. Но многие реальные стороны взаимодействия славянских и финно-угорских популяций на разных хронологических срезах с учетом региональной и микрорегиональной специфики до сих пор остаются недостаточно изученными. Кроме того, преувеличенное значение придавалось «мирному» интеграционному характеру взаим
...
Читать дальше »
|
Этнофутуризм – одно из перспективных направлений в современном финно-угорском искусстве, сочетающее подлинное наследие народов и современные цифровые технологии. У финно-угров в Традиции всякое изображение носило прикладной характер: в ювелирных украшениях, орнаментах костюма и резьбы. Такие изображения часто были символичны, несли в себе определенный смысл и информацию, но были условны.
Княжпогост. Коми
Система ценностей д
...
Читать дальше »
|
Вспоминаю летние археологические экспедиции. Находки на месте плёсских построек тринадцатого века, и среди них - рыболовный крючок с чудом сохранившимся обрывком лески. Средневековье, никакой, конечно, синтетики: леска - льняная. Сети тоже льняные. В древнем финском эпосе даже сказано, что их красили ("ивовой водою").
В средневековых древних захоронениях также нет-нет, да и встречаются кусочки рубахи, платья или сарафана. - и это тоже лён.
С ним испокон веков была связана жизнь человека. Родился - приняли на расшитое полотенце, умер - завернули в лён, опустили на льняных полотенцах в могилу.
Бедны, малоплодородны земли нашего лесного края, а лён здесь выращивали о
...
Читать дальше »
|
Две мерянские деревеньки рядом — Балдино и Мундырь. Населения на обе — 60 душ. Вокруг заросшие бурьяном поля, у горизонта — лес. Летом, в зелени, картина отрадная. Зимой — пустыня. И как-то я понимаю Андрея Оськина, деревенского скульптора: среди унылых равнин хочется чего-то выпуклого, нарушающего однообразие пространства.
Он живет в деревне Мундырь, когда-то славящейся дородностью и зажиточностью людей. Мундырь — самая старая деревня в округе, а по убеждению Андрея люди не стали бы селиться на скудных землях.
Мундырь в переводе с мерянского
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 27 28 29 30 31 ... 76 77 » |