Жгоны - катавалы, катаулы, пимокаты, шестепёры. Крестьянская «корпорация» катальщиков валенок, обосновавшаяся и расцветшая по берегам Унжи и Неи. Со своим особым характером - одновременно и радушным, и строгим, исполненным достоинства - и озорным. Со своими обычаями и прибаутками.
Да и валенки жгоны выделывают особенные: тёплые, ноские, но при этом на удивленье удобные и мягкие. Строго блюли они секреты своего мастерства. Каждому термину своего ремесла присвоили особое ни кому более не понятное название.
На всю зиму уходили на заработки в дальние края, «на жгонку». Распаренные работой в бане лица, запашок овечей шерсти, связка необычных инструментов за спиной - всё это делало их заметными для окружа
... Читать дальше »
Ареалы современных и древних финно-угорских народов (увеличить)
История финно-угорских народов богата событиями и разнообразна. Судьба разбросала их по разным частям Евразии - от Западной Сибири до Прибалтики, от Северного Ледовитого океана до Дуная. Велики различия в культуре, образе жизни. Сегодня венгр, финн, коми, манси, мариец, великоросс, карел, не поймут друг друга. Однако их языки сохранили древнейшие слова, свидетельствующие об общности происхождения этих народов. Постепенное дробление, распад их древней общности, ряд других важных этапов развития финно-угорских народов весьма тесно связаны с глоба
... Читать дальше »
Merjamaa начинает публикацию избранных частей книги «Субстратная топонимия Русского Севера. IV. Топонимия мерянского типа», посмертной публикации не законченного академиком А. К. Матвеевым исследования дорусских географических названий Европейской России – субстратной топонимии мерянского типа. Она подготовлена к печати по материалам личного архива автора. Книга является четвертой частью монографии А. К. Матвеева «Субстратная топонимия Русского Севера» (первые три части опубликованы в 2001–2007 гг.).
Издание включает в себя этимологический анализ мерянских географич
... Читать дальше »
Вышло в свет третье, исправленное, издание книги плёсского историка-меряниста П.Н.Травкина "Язычество древнерусской провинции. Малый город". В отличие от двух предыдущих, изданных в Иваново, эта книга напечатана в Германии издательством Lambert, заслужившим авторитет крупнейшего академического издания Европейского союза.
По признанию Павла Николаевича, в самый разгар публичной критики со стороны Иваново-Вознесенской епархии РПЦ, обрушившейся на него со страниц брошюр и из лекционных залов, к историку обратилась редактор издательства Виктория Самойлова, предложив опубликовать всё, что Травкин написал за последние семь лет, и всё, что еще напишет в будущем.
Отказываться от такого заманчивого предложения исследователь мерянской старины не стал. Во
... Читать дальше »
Очевидно, сложность меряно-славянских отношений была основной причиной неудачного начала христианизации Ростова. Ни славянское, ни мерянское население не было готово отказаться от «веры предков» и тем самым от своего «славянства» или «мерянства». Потеря связи со своей «исконной» религией означала выпадение из их изначального этносоциума. Предположительно, еще в период великого княжения князя Владимира Святого (но, может быть, и несколько позднее) сюда последовательно были направлены два епископа – Феодор, а затем – Иларион. Подробности их миссионерского служения в Ростове неизвестны. Они оба уехали из города, не выдержав сопротивления язычников (Карпов, 199
... Читать дальше »
Покорность разнообразных меньшинств, в том числе и этнических, большинству выглядит, конечно, печально. В утешение молодым финно-угорским этнофутуристам мы можем привести результаты эксперимента, проведенного классиком мировой социальной психологии Сержем Московичи.
Его условия напоминали эксперимент Эша: нужно было сказать, в какой цвет окрашена карточка. Но на этот раз подсадными были только двое из шести человек. И эта пара была настоящими диссидентами. Вместо очевидного голубого они упорно называли зеленый и т. д. И хотя инакомыслящие были в явном меньшинстве, они сумели сдвинуть мнение окружающих.
Александр Кузнецов, педагог, краевед, автор ряда краеведческих книг, живёт в Усть-Печенге Тотемского района. Специально для «Маяка» он написал работу, посвященную легенде о Яитре, бытующей в вологодских местах…
Весной 1982 года, когда я был студентом, мне довелось познакомиться со старейшим на то время вологодским краеведом Павлом Александровичем Тереховым. Он уже плохо видел, но хорошо рассказывал про старые годы.
Место на котором располагалась Арсениева пустынь
Запомнилась одна из его историй. В детстве Паша Терехов вместе с бабушкой х
... Читать дальше »
Начинаем публикацию материалов вологодского топонимиста и краеведа Александра Кузнецова, в первом своем материале он рассказывает об одном из малоизвестных озёр Вологодского района.
В Вологодском районе есть несколько небольших озёр, чьи названия известны разве что местным жителям – Соренское, Лепинское, Косковское, Дмитриевское… Но, пожалуй, самым позабытым и малоизвестным является озеро с загадочным названием Чухлома, расположенное на севере района. Чтобы добраться до Чухломы, надо ехать по Кирилловскому шоссе до Нефедова, затем повернуть налево в сторону Омогаева, далее добраться до Минина, ну, и если желание путешествовать к тому времени не пропадёт, попробовать пешим ходом дойти до заброшенной деревни Заболотье, стоявшей на верш
... Читать дальше »
В 2012 году в городе Костроме в ходе раскопок под руководством А.В. Гороховой на территории бывшего Анастасинского монастыря был найден глиняный колокольчик с необычным декором (Рис. 1).1. Работы проводились ОГБУ «Наследие» и предшествовали малоэтажной застройке территории. Анастасинский монастырь впервые упоминается в 1417 году.2. Колокольчик относится к условно-закрытому комплексу. Любопытно, что подобные предметы рассматривались ранее как свойственные культуре средневекового Владимира-на-Клязьме. Колокольчиков, полностью аналогичных костромскому, нами не выявлено; близкие аналогии датируются XIV-XV вв. Большинство владимирских колокольчиков имеет следы росписи белым ангобом. Предметы тщательно смоделированы, поверхность заглажена. Колокол
... Читать дальше »
Нейские жгоны наряду с представителями других этнографических групп Верхневолжья внесли свой тяжкий, ставший непреодолимым для врага вклад в общую Победу. Преодолевая все трудности фронтового бытия, они не сломились. Многие из них пожертвовали своей жизнью, но не отступили, не отдали свои перты, своих кувт и юдоров на растерзание врагу.
Почтим их память, вчитываясь в строки последнего письма с фронта тёртого жизнью нейского жгона.
«Дорогие мои родные матушка..., жена..., сын..., дочь..., доченька..., у меня всё хорошо.
Нахожусь кокур меряшок от тисанки. С троей шпарёво: кинды кайнут ласимчик, а кремзы нет совсем... Здепесь юштено, с
... Читать дальше »