Руководитель региональной общественной приемной Единой России Екатерина Ширяева провела выездную работу в Заволжском районе Ивановской области. Председатель Заволжского районного Совета ветеранов Вера Лебедева на встрече обратилась к Екатерине Ширяевой за поддержкой в развитии внутреннего туризма.
Она рассказала, что совместно с мерянским краеведом Софьей Волковой местный Совет ветеранов планирует возродить дом народного художника России Владимира Телина и организовать в Заволжском ежегодный пленер. Кроме этого, Совет ветеранов планирует привлечь внимание не только исследователей, но и туристов к историческому культурному проекту «Меряне», в рамках которого планируется вести ежегодную работу по раскопке древних селищ финно-угорского племени, проживавш
... Читать дальше »
Воломы — это чудесное место на Земле. Воломы — это страница нашего финно-угорского Севера. Воломы — это сказка. Сказка в глухих лесах Вологодской области, в верховьях реки с удивительным названием Кичменга. Здесь, в начале XVII века преподобным Симоном, впоследствии прославленным Вологодским святым, был основан небольшой монастырь. Московская колонизация этого отдаленного региона начавшаяся с первой мерянской волны в 10 веке затянулась на века. Обрусение местного финского населения проходили медленно — в XVII веке здесь еще упоминаются чудь и зыряне, а на подписных бытовых предметах XIX в. встречаются типичные финские имена.
Мы привыкли считать памятниками что-то монументальное. Вечные создания природы – величественные горы и вулканы, ледники, причудливые утёсы. Впечатляющие творения рук человеческих – пирамиды, храмы, замки и крепости, плотины и другие сооружения, поражающие самое смелое воображение. Но есть и другие памятники, казалось бы, не претендующие на бессмертие. Есть на Земле деревья, которые, несмотря на их уязвимость, живут значительно дольше человека.
Они не только удивляют своей жизнестойкостью («учись у них – у дуба и берёзы», - писал Афанасий Фет) и внушительным возрастом, но и дороги нам тем, что, являясь немыми свидетелями, сохраняют память о далёких от нас событиях прошлого.
Во многих странах такие деревья берут под охрану, за ними
... Читать дальше »
Исходя из того, что предыдущая статья данного автора про Синий камень была вполне вменяемой, вполне логичным было ожидать, что заявленная книга станет дальнейшим развитием поднятой темы, т.е. станет первым в России изданием, подробно и всесторонне раскрывающим такую интересную категорию культовых камней как Синие камни. Название книги также указывало на это. Но… мягко говоря ожидания оказались напрасными. Впрочем, рассмотрение «достоинств» сего дивного труда, возможно, позволит другим интересующимся темой культовых камней избежать подобных ошибок.
Московский блогер, создатель группы vjesmerjamuroma и историк академист Аким Трефилов рассказывает о том, как можно быть мерянином в 21 веке. История Акима и его семьи лишь один пример того, как корневые русские история и традиция происходят из древних мерянских. А есть еще много удивительного о живых мерянских истоках русского, но об этом позже:
Здесь здорово смотрелось бы что-нибудь этакое лихо закрученное, вроде случая со скучным законником Савлом, который на ровном месте по пути в Дамаск упал с коня и сразу же ощутил себя Павлом, апостолом новой веры и – в перспективе – мучеником. Или, к примеру, рассказ про купленную у какого-нибудь парижского антиквара с улочки
... Читать дальше »
Жгоны - катавалы, катаулы, пимокаты, шестепёры. Крестьянская «корпорация» катальщиков валенок, обосновавшаяся и расцветшая по берегам Унжи и Неи. Со своим особым характером - одновременно и радушным, и строгим, исполненным достоинства - и озорным. Со своими обычаями и прибаутками.
Да и валенки жгоны выделывают особенные: тёплые, ноские, но при этом на удивленье удобные и мягкие. Строго блюли они секреты своего мастерства. Каждому термину своего ремесла присвоили особое ни кому более не понятное название.
На всю зиму уходили на заработки в дальние края, «на жгонку». Распаренные работой в бане лица, запашок овечей шерсти, связка необычных инструментов за спиной - всё это делало их заметными для окружа
... Читать дальше »
Ареалы современных и древних финно-угорских народов (увеличить)
История финно-угорских народов богата событиями и разнообразна. Судьба разбросала их по разным частям Евразии - от Западной Сибири до Прибалтики, от Северного Ледовитого океана до Дуная. Велики различия в культуре, образе жизни. Сегодня венгр, финн, коми, манси, мариец, великоросс, карел, не поймут друг друга. Однако их языки сохранили древнейшие слова, свидетельствующие об общности происхождения этих народов. Постепенное дробление, распад их древней общности, ряд других важных этапов развития финно-угорских народов весьма тесно связаны с глоба
... Читать дальше »
Merjamaa начинает публикацию избранных частей книги «Субстратная топонимия Русского Севера. IV. Топонимия мерянского типа», посмертной публикации не законченного академиком А. К. Матвеевым исследования дорусских географических названий Европейской России – субстратной топонимии мерянского типа. Она подготовлена к печати по материалам личного архива автора. Книга является четвертой частью монографии А. К. Матвеева «Субстратная топонимия Русского Севера» (первые три части опубликованы в 2001–2007 гг.).
Издание включает в себя этимологический анализ мерянских географич
... Читать дальше »
Вышло в свет третье, исправленное, издание книги плёсского историка-меряниста П.Н.Травкина "Язычество древнерусской провинции. Малый город". В отличие от двух предыдущих, изданных в Иваново, эта книга напечатана в Германии издательством Lambert, заслужившим авторитет крупнейшего академического издания Европейского союза.
По признанию Павла Николаевича, в самый разгар публичной критики со стороны Иваново-Вознесенской епархии РПЦ, обрушившейся на него со страниц брошюр и из лекционных залов, к историку обратилась редактор издательства Виктория Самойлова, предложив опубликовать всё, что Травкин написал за последние семь лет, и всё, что еще напишет в будущем.
Отказываться от такого заманчивого предложения исследователь мерянской старины не стал. Во
... Читать дальше »
Очевидно, сложность меряно-славянских отношений была основной причиной неудачного начала христианизации Ростова. Ни славянское, ни мерянское население не было готово отказаться от «веры предков» и тем самым от своего «славянства» или «мерянства». Потеря связи со своей «исконной» религией означала выпадение из их изначального этносоциума. Предположительно, еще в период великого княжения князя Владимира Святого (но, может быть, и несколько позднее) сюда последовательно были направлены два епископа – Феодор, а затем – Иларион. Подробности их миссионерского служения в Ростове неизвестны. Они оба уехали из города, не выдержав сопротивления язычников (Карпов, 199
... Читать дальше »