В 1874 году начались раскопки знаменитого ныне Гнёздовского могильника, расположенного на окраине современного Смоленска. Публикация результатов исследования всего 14 курганов, вышедшая в трудах МАО почти семью годами позже, совпала по времени с началом относительно планомерных раскопок этого памятника (Авдусин, 1999. С. 13). Краткий дневник раскопок был опубликован автором в одном из выпусков трудов МАО, а материалы раскопанных М.Ф. Кусцинским курганов вошли в Указатели РИМ и монографию В.И. Сизова, обобщившую результаты изучения Гнёздовских курганов на начало XX в. (Кусцинский, 1881; Указатель.., 1883. № 195-198; 1893. № 35-38; Сизов, 1902. С. 80. Рис. 26).
Среди раскопанных первым исследов
...
Читать дальше »
|
Межэтнические взаимодействия в Северо-Восточной земле
В средневековой Руси взаимоотношения финноязычных и славяноязычных племен являлись одной из главных составляющих исторического процесса формирования древнерусской народности и раннефеодальной социально-политической системы. Данные антропологических и генетических исследований показывают значительную роль финно-угорского субстрата в русском генофонде. Но многие реальные стороны взаимодействия славянских и финно-угорских популяций на разных хронологических срезах с учетом региональной и микрорегиональной специфики до сих пор остаются недостаточно изученными. Кроме того, преувеличенное значение придавалось «мирному» интеграционному характеру взаим
...
Читать дальше »
|
Этнофутуризм – одно из перспективных направлений в современном финно-угорском искусстве, сочетающее подлинное наследие народов и современные цифровые технологии. У финно-угров в Традиции всякое изображение носило прикладной характер: в ювелирных украшениях, орнаментах костюма и резьбы. Такие изображения часто были символичны, несли в себе определенный смысл и информацию, но были условны.
Княжпогост. Коми
Система ценностей д
...
Читать дальше »
|
Вспоминаю летние археологические экспедиции. Находки на месте плёсских построек тринадцатого века, и среди них - рыболовный крючок с чудом сохранившимся обрывком лески. Средневековье, никакой, конечно, синтетики: леска - льняная. Сети тоже льняные. В древнем финском эпосе даже сказано, что их красили ("ивовой водою").
В средневековых древних захоронениях также нет-нет, да и встречаются кусочки рубахи, платья или сарафана. - и это тоже лён.
С ним испокон веков была связана жизнь человека. Родился - приняли на расшитое полотенце, умер - завернули в лён, опустили на льняных полотенцах в могилу.
Бедны, малоплодородны земли нашего лесного края, а лён здесь выращивали о
...
Читать дальше »
|
Две мерянские деревеньки рядом — Балдино и Мундырь. Населения на обе — 60 душ. Вокруг заросшие бурьяном поля, у горизонта — лес. Летом, в зелени, картина отрадная. Зимой — пустыня. И как-то я понимаю Андрея Оськина, деревенского скульптора: среди унылых равнин хочется чего-то выпуклого, нарушающего однообразие пространства.
Он живет в деревне Мундырь, когда-то славящейся дородностью и зажиточностью людей. Мундырь — самая старая деревня в округе, а по убеждению Андрея люди не стали бы селиться на скудных землях.
Мундырь в переводе с мерянского
...
Читать дальше »
|
3. «Поморские ответы» неправедному миру.
Другое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».
Зародилась беспоповщина в Новгородских землях. Её последователи стяжали «Духа святаго» в коллективных молитвах и труде. Они считали, что мир уже «пал во ад» и постоянно ожидали «последних времён». Царя же признавали то ли за «рог антихриста», то ли &ndas
...
Читать дальше »
|
Финно-угорское племя меря, проживавшее на территории Центральной России и Костромского Поволжья, существенным образом повлияло на формирование русской культуры, и в том числе культуры локальной, сосредоточенной на данных территориях. Религиозные представления меря опирались на языческие мифологемы финноугорского мира.
В культуре меря присутствуют стойкие тотемические представления: встречаются зооморфные фигурки – обереги, зооморфные изображения и символы (конь, водоплавающие птицы, змея, медведь). Остановимся на культе коня, который постепенно вытеснил культ водоплавающей птицы, сам же он вырос из культа лося-оленя. Культ коня опирается на мифологические представления о небесной лосихе, наиболее древнем персонаже. В мифологии финно-угров конь – это св
...
Читать дальше »
|
В статье рассматриваются вопросы истории возникновения топонимов финно-угорского происхождения на территории Вохомского края. Исследуется этимологии отдельных названий, предлагаются различные версии. Особое внимание уделено названиям рек, таких как Вохма, Ветлуга, Юг, Кузюг.
Следы древнего человека в Вохомском крае обнаружены благодаря археологическим раскопкам. В 1957 году в нижнем и верхнем течении Ветлуги, в которую впадает Вохма, проведены раскопки ряда могильников IX—XI вв., осмотрены известные Спасское городище и обнаружен ряд новых археологических памятников: Осетровское и Шилихинское городища, Ефанихинский могильник, Черемисское кладбище. Найдено много предметов III—V, 1X— XI веков н.э. (каменные и железные оруди
...
Читать дальше »
|
1. Кержаки. «Пресветлая Пустыня» в дебрях Меровии.
Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на приверженцев старого обряда, это было воспринято в народе как покушение на веру предков. Староверы оказались в таком же положении, что и проживавшая на Верхневолжье меря за шесть веков до этого.
...
Читать дальше »
|
Продолжаем раскрывать загадки волжско-финской цивилизации Меря. Любая газета считает своим долгом написать о том, мимо чего нельзя пройти именно в данный момент - будь то событие или застарелая проблема. А у нас сегодня - повод вспомнить о мерянском "граде Чувиле", легендарном предшественнике Плёса. Повод серьёзный. Дата круглая. 27 лет назад старинная легенда перестала быть легендой и получила реальное, вполне материальное воплощение.
Не мастер я писать детективы, но вот снова пытаюсь изложить так, чтобы не очень скучно, не "птичьим языком" археологических отчётов. Появился повод хотя бы вкратце рассказ
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 28 29 30 31 32 ... 77 78 » |