3. «Поморские ответы» неправедному миру.
Другое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».
Зародилась беспоповщина в Новгородских землях. Её последователи стяжали «Духа святаго» в коллективных молитвах и труде. Они считали, что мир уже «пал во ад» и постоянно ожидали «последних времён». Царя же признавали то ли за «рог антихриста», то ли &ndas
...
Читать дальше »
|
Финно-угорское племя меря, проживавшее на территории Центральной России и Костромского Поволжья, существенным образом повлияло на формирование русской культуры, и в том числе культуры локальной, сосредоточенной на данных территориях. Религиозные представления меря опирались на языческие мифологемы финноугорского мира.
В культуре меря присутствуют стойкие тотемические представления: встречаются зооморфные фигурки – обереги, зооморфные изображения и символы (конь, водоплавающие птицы, змея, медведь). Остановимся на культе коня, который постепенно вытеснил культ водоплавающей птицы, сам же он вырос из культа лося-оленя. Культ коня опирается на мифологические представления о небесной лосихе, наиболее древнем персонаже. В мифологии финно-угров конь – это св
...
Читать дальше »
|
В статье рассматриваются вопросы истории возникновения топонимов финно-угорского происхождения на территории Вохомского края. Исследуется этимологии отдельных названий, предлагаются различные версии. Особое внимание уделено названиям рек, таких как Вохма, Ветлуга, Юг, Кузюг.
Следы древнего человека в Вохомском крае обнаружены благодаря археологическим раскопкам. В 1957 году в нижнем и верхнем течении Ветлуги, в которую впадает Вохма, проведены раскопки ряда могильников IX—XI вв., осмотрены известные Спасское городище и обнаружен ряд новых археологических памятников: Осетровское и Шилихинское городища, Ефанихинский могильник, Черемисское кладбище. Найдено много предметов III—V, 1X— XI веков н.э. (каменные и железные оруди
...
Читать дальше »
|
1. Кержаки. «Пресветлая Пустыня» в дебрях Меровии.
Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на приверженцев старого обряда, это было воспринято в народе как покушение на веру предков. Староверы оказались в таком же положении, что и проживавшая на Верхневолжье меря за шесть веков до этого.
...
Читать дальше »
|
Продолжаем раскрывать загадки волжско-финской цивилизации Меря. Любая газета считает своим долгом написать о том, мимо чего нельзя пройти именно в данный момент - будь то событие или застарелая проблема. А у нас сегодня - повод вспомнить о мерянском "граде Чувиле", легендарном предшественнике Плёса. Повод серьёзный. Дата круглая. 27 лет назад старинная легенда перестала быть легендой и получила реальное, вполне материальное воплощение.
Не мастер я писать детективы, но вот снова пытаюсь изложить так, чтобы не очень скучно, не "птичьим языком" археологических отчётов. Появился повод хотя бы вкратце рассказ
...
Читать дальше »
|
Судьба уникального храма XVIII века, случайно найденного туристами в лесах Грязовецкого района, сейчас под вопросом. Денег на его реставрацию в Вологодской области найти не удалось, поэтому церковь либо погибнет, либо будет перевезена для спасения за пределы региона.
Речь идет о деревянной церкви Козьмы и Демьяна в Леждоме. Этот погост находится на юго-востоке Грязовецкого района, на границе с Костромской областью.
Фотографии заброшенного храма, сделанные туристами, стали появляться в интернете с 2008 года. В прошлом году нашелся бизнесмен, готовый вложить деньги в ее спасение. Храм уже разобрали и перевезли в реставрационный центр (РЦАПО) в Кириллове. Однако теперь ситуация изменилась.
- Я
...
Читать дальше »
|
Степень изученности субстратных географических названий севера Европейской России (далее Севера) в настоящее время такова, что в некоторых случаях уже может позволить не только лингвистические, но и историко-этнографические обобщения, адекватные, разумеется, в той мере, какой обладает субстратная топонимия. Наиболее целесообразен путь составления лингвоэтнической карты, под которой понимается основанная на топонимических данных карта (фактически комплекс карт) расселения древних финно-угорских племен на Севере в дорусский период. В территорию Севера при этом включается Архангельская область без Ненецкого автономного округа и Вологодская область. Некоторые ареалы на крайнем западе региона захватывают также приграничные районы Карелии.
Субстратная топонимия Севера
...
Читать дальше »
|
В минувшую пятницу в Переславском музее-заповеднике состоялась интересная лекция-встреча, на которой горожанам рассказали «Новое о Переславском Спасо-Преображенском соборе» по итогам натурных исследований 2015 года.
На мероприятии собрались неравнодушные горожане, представители городской администрации и местных СМИ. Елена Шадунц и Александра Андреева – научные сотрудники Переславского музея-заповедника, подробно рассказали об истории собора и интересных находках во время реставрационных работ Спаса. Лекция началась с рассказа об истории реставрационных работ за годы существования собора.
...
Читать дальше »
|
Сегодня у нас пойдет речь об особом сакральном микрорегионе Ростовской земли, сердцем которого является болото Сахта. Этот обширный и загадочный край был подробно описан Андреем Александровичем Титовым (1844—1911) — верхневолжским археологом, этнографом, палеографом, крупнейшим специалистом по древностям Ростова Великого и округи, основателем Ростовского исторического музея в книге "Ростовский уезд Ярославской губернии" (1885 г.) как край полный древних легенд, народных святынь и людей умеющих колдовать...
Историческое болото Сахта (Сахта мерянское слово
...
Читать дальше »
|
- Здравствуйте Валентин. Прошел год с начала проекта "Мифология малой Родины", в рамках которого прошли уже две выставки в Любиме и Грязовце. По рассказу директора одного из музеев, в котором проходила выставка, на открытие приходили местные священники и благословили ее на посещение прихожанами.
Как вы думаете, почему Церковь благосклонно отнеслась к вашему художественному обращению к мерянской истории русского народа?
«Мерянские коля
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 28 29 30 31 32 ... 76 77 » |