В Переславле-Залесском при реставрации Спасо-Преображенского собора ученые обнаружили на его стенах несколько древнерусских граффити, в том числе уникальную надпись 12 века - сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц, некоторые имена из которого не были известны раньше, сообщает Институт археологии РАН.
Найти уникальную надпись, которая оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси, удалось профессору Высшей школы экономики Алексею Гиппиусу и научному сотруднику Института славяноведения РАН Савве Михееву.
...
Читать дальше »
|
На формирование культуры Костромского края оказал влияние финно-угорский субстрат. Исследования ученых XIX − первой трети XX вв. положили начало формированию мнения о том, что культура, история, этнический состав Костромского края отличаются своеобразием в связи с проживанием на этих территориях древнего финно-угорского племени меря. Фольклорно-этнографические источники позволяют установить широкое распространение элементов финно-угорских верований в похоронно-поминальных обрядах жителей Костромской стороны.
Прощание с Ольгой Константиновной Цареградской. г.Кологрив Костромской обл., 1938 год.
...
Читать дальше »
|
В статье выявляются и анализируются финно-угорские элементы в культуре Костромского края на материалах работ костромского краеведа Михаила Яковлевича Диева. М.Я. Диев, будучи протоиереем Троице-Сыпанова монастыря г. Нерехты, изучал традиции и этнографию, собирал фольклор Костромского края. В своих трудах М . Диев указывает на сохранение традиций древнего финно-угорского народа меря на территории Костромского края. В статье анализируются элементы финно-угорской культуры, отраженные в переписке М.Я. Диева с И.М. Снегиревым, секретарем Московско-го общества истории и древностей российских. Сохранение этнических элементов просматривается на материалах свадебного обряда, празднования Никольщины, поклонения языческим богам. По мнению М. Диева, на основе древнего мерянского наречия возник особый язык жителей города
...
Читать дальше »
|
«Детство, его мир и быт - имеют свои особенности, в силу которых должен быть выделен для особого изучения ряд специальных вопросов, которые можно определить термином детская этнография...» (1). Так в 1920-е гг. Г.С. Виноградов, О.И. Капица и другие ученые определили одну из проблем российской этнографии и развитие ее на продолжительное время. Однако, интерес к этой теме возник еще в конце XIX в. В этот период был собран и частично обобщен обширный фактический материал, что было связано с общим направлением развития научной и общественной мысли - изучением народной культуры. Были разработаны программы, имевшие целью всестороннее исследование жизни и быта крестьян, включая вопросы детства. К наиболее ранним относится программа Русского Географического Общества 1847 г. В 1887 г. была опубли
...
Читать дальше »
|
Советский Союз был сказочной страной, где необыкновенное было повседневностью, а обычное, нормальное было чем-то из ряда вон выходящим. Вот история о женщине, которая летала доить корову на самолете. Женщина эта, сельский библиотекарь, жила в деревне на речке близ Чухломы. А родители ее жили в другой деревне, километрах в тридцати, но за болотом. Дороги в ту деревню не было.
Ее то и немного было нужно, той дороги, от города не хватало километров десять-пятнадцать. Но построить ее советская власть не смогла. Хотя за болотом была не одна деревня, а целых десять, где жило почти две тысячи человек. И дорог
...
Читать дальше »
|
О том, что огромную золоченую раму предназначенной для Большого Кремлевского дворца картины И.Е. Репина "Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве", украшенную гербами 25 губерний и областей России и символизирующую единство народа и государства, венчает изображение государственного герба Российской империи в окружении двух мерянских подвесок-лошадок XI в. (даже целых лошадей, я бы сказал - они там куда крупнее двуглавого орла) знают, наверное, уже многие. Во всяком случае - после выставки 2014 г. в Третьяковке.
Я же хочу обратить внимание на другу
...
Читать дальше »
|
Летописные финны, не существующие ныне – меря, мещера, мурома, чудь – интересны современным историкам, языковедам, художникам и поэтам, прежде всего тем, что именно они являлись аборигенами нынешней Центральной России – корневой России, России «Золотого Кольца». Это меря, мещера, мурома, чудь, назвали почти все наши реки и переселились, забыв свой язык не на другую планету, а в современных русских – то есть, например, в наших с вами знакомых: Василия из Кохмы, Михаила из Череповца и Лену из Горчухи. Не исчезли – а превратились в нас, современных жителей России.
Эту идею, это видение, казанский писатель Денис Осокин запечатлел в своей мерянской повести «Овсянки». По ней екатеринбургский кинорежиссер Алексей Фед
...
Читать дальше »
|
В Нерехте местные фолкеры из группы «Нерехтские рожечники» сняли первый рожечный видеоклип. Место съемок находящееся рядом с деревенькой Вогниково Нерехтского района Костромской области, выбрано не случайно. Тут жили и пасли скотину последние аутентичные пастухи-рожечники: Павел Сёмин, Иван Невредимов, Александр Костешков, Алексей Рогушин, Вячеслав Сакин, которые передали своё умение и традицию нерехтской группе «Меряне» начавшей возрождение и популяризацию рожечного искусства в начале 80ых годов прошлого века.
Нерехтский рожок это — традиционный и малоизвестный музыкальный инструмент постфинно-угорского Поволжья сохранившийся только в Нерехте. В старину, отработав весну, лето и осень, деревенские пастухи, использовавшие в своей прак
...
Читать дальше »
|
Великий пейзажист Исаак Левитан оделил волжский городок Плес неувядаемой славой. Люди со всех концов России едут туда в первую очередь затем, чтобы полюбоваться знаменитыми пейзажами, посетить дом-музей художника и подняться на гору Левитана к деревянной церковке «над вечным покоем», запечатленной на одноименном полотне (церковка, правда, давно сгорела, а на ее место привезли другую, «похожую», но это мелочи).
Поразительно, но крошечный Плес (население меньше 2000 человек!) может порадовать пытливых туристов и другими достопримечательностями. Маленький Музей древнерусской семьи можно смел
...
Читать дальше »
|
Администрация города Буй в Костромской области объявила тендер на строительство зимних плотомоек для ручного полоскания белья в ледяной воде, сообщается на сайте госзакупок. Необычный тендер неожиданно привлек внимание огромного количества региональных блогеров и даже федеральных политиков. В соцсетях развернулось нешуточное обсуждение костромских «нанотехнологий» поддержания чистоты.
— Госзакупки «Выполнение работ по организации мест полоскания белья в зимний период на территории городского округа город Буй». 74 222 рублей. Полоскания белья, Карл! 2015 год. Районный центр в ЦФО, — возмутился блогер «7x7» Антон Ямщиков.
— Какими бы ни были комментарии — есть здравый с
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 29 30 31 32 33 ... 76 77 » |