Išnäbol - Богослов село в Ростовском районе Ярославской бласти расположенное в нескольких километрах от города Ростов на реке Ишня. В 300-ах метрах к юго-западу от села располагается средневековое мерянское селище, предшествовавшее ему. это терраса правого берега ручья Гороховка впадающего в Ишню. Оно обследовано в 1969 и 1977 годах А.Е.Леонтьевым. Площадь 110Х50 метров содержит культурный слой толщиной 0,3 метра в котором найдена лепная мерянская керамика с примесью дресвы в тесте и гончарная домонгольского времени.
Замечательно село и по своей оригинальной деревянной церкви с колокольнею во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Церковь эта построена в 1687
... Читать дальше »
Вы думаете, что маленький г. Плёс – это река Волга, тишина и покой, Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой, современные художники? Как бы не так… Похоже, что прямо на наших глазах происходит совершенно грубое, исключительно волевое разрушение исторически-сложившегося образа заповедного города и насаждение искусственного имиджа Плёса, как столицы некой «Потаённой России», о чём туристам и горожанам неоднократно напоминают громадные баннеры, развешанные по всему городу.
крупный план камня
Поводом к такому невероятному смещению культурно-исторического акцента послужила незатихающая история, связанная с уникальным фактом сох
... Читать дальше »
Так сегодня выглядит Сунгерь — самый известный археологический памятник
нашей истории Владимирской Мерянии. Дачники бьют в колокола: мусор свозят сюда постоянно —
ситуация давно вышла из-под контроля. А, между прочим, на территории
стоянки палеолита аж три памятника федерального значения. Сам Сунгерь,
мерянское селище и "чаша" — мерянское городище древнерусского времени. Подробнее в теле сюжете из Владимира на Клязьме-реке.
Д. Зманово Борисоглебского района
Ярославской области. Крест и развешанная
одежда у источника Преподобного Иринарха.
2002. Фото автора.
Неотъемлемым
элементом меряно-русских народных
верований выступает культ деревенских
святынь. Санкт-петербургский исследователь А.А. Панченко,
введший в научный оборот термин «деревенские
святыни», объединял этим определением
искусственные и природные объекты,
почитание которых не предусмотрено
каноническим церковным обиходом.
В настоящем сообщении мы попытаемся
изучить данное явление в контексте
традиционной культуры южных районов
Ярославской Мерянии – Борисоглебского,
Переславского, Ростовского и Угличского. В
XIX – начале XX вв. здесь располагались
Переславль-Залесский уезд Владимирской
губернии, Ростовский и Угличский уезды
Ярославской губернии.
Блистательная характерная актриса, воплотившая на экране более 120 эпизодических образов. Лучшая исполнительница бытовых ролей – уборщиц, нянек, костелянш, тетушек и бабушек. Режиссеры называли Марию Виноградову «самой народной незаслуженной артисткой», а некоторые даже считали ее своим талисманом.
Мария Сергеевна родилась в городе Наволоки Ивановской области 13 июля 1922 г. В детстве была озорной и непоседливой, за что получила прозвище «Маша-коза», а во ВГИКе ее прозвали «Мухой» – за вечную суетливость и желание всех пародировать и передразнивать.
В России всё очень центростремительно. Москва
притягивает. Москва кольцами
сжимает, заставляет кружиться и кружить. Затягивает воронкой. Трудно
вырваться из этого притяжения. Бульварное, Садовое, и «Третье кольцо»,
и четвертое - МКАД, пятое - Малая кольцевая, и
шестое Большое Подмосковное кольцо. Ну и «Золотое»… тоже
ведь кольцо с Московским центром. Прямо как такое кольцо
Всевластья, эдакий московский Саурон забавляется. И не понятно, какое из
колец для нас –
проклятие, а какое – благословение.
Это сразу
чувствуется, стоит только вырваться из головокружительного вращения всех
этих бесконечных кр
... Читать дальше »
Судьбе реликтового объекта, а возраст ростовского озера по одним источникам перевалил за десятки, а по другим - сотни тысяч (!) лет, в районной газете, так или иначе, уделяем внимание регулярно. Задел за живое читателя газеты из Шурскола недавний материал А. Крестьянинова "Несуществующая переправа”. Приводить полностью текст письма В.В. Квашнина не имеет смысла, поскольку на две трети оно состоит из цитат заметки Алексея. Кому интересно, адресую к первоисточнику – "РВ”, № 22 от 22.03.2012 года.
Все строки письма пропитаны неравнодушием автора, который недоумевает, почему никто, экологи и МЧС, не озаботится гибелью рыбы в озере. Свое обращение в редакцию В.В. Квашнин завершает так: "А к новому главе района предложение. Давайте же, наконец, попробуем п
... Читать дальше »
Кострома - «Костёр» по офенски – с его длиннотой улиц, с высотой Каланчи, с широтой площади-«Сковородки», с величавой кондовостью торговых рядов, с горделивостью старинных фабричных корпусов, с веющей полузабытыми легендами особливостью древних храмов и модерновых особняков с магазинами, - остался позади.
Иду на тот берег Костромы-реки – Костромки…
Плотиной разделена реченька. Сверху не течёт – к низу не катится. Верх её – в русле сидит глубоко. Низ её – в пойме поднялся высоко. Заперта река стоит. Вспять не потечёт. И по ходу – нету ходу. Как же это всё перевернулось в естестве? Жутко и непонятно – до щекотки в темени… Что за костромские Нидерланды? Для чего? К чему?
Летнее время всегда было насыщено народными
праздниками. Их возникновение связано с природными циклами, различными событиями в жизни наших предков и т.п. Праздники населения Верхнего Поволжья
представляют собой яркий пример языческо-православного синкретизма: они столетиями
включали в себя как языческие ритуалы, так и элементы церковного происхождения. Одним из наиболее значимых летних праздников был Иванов День - Кокуй (Летнее Солнцестояние. ("Иванов день (23 июня)". *kokkoi̯; ср. kokko "праздничный костер, также конусообразная куча") Кокуй праздник плодородия, плодовитости, потенции. В старые времена
праздник отмечался на реке или озере угощением и пивом для всей округи.
Каждому наливался ковш, после которого, как записано в старых
церковных записях, все творили срамные пляски.
Скорее
всего, это были отголоски языческих обрядов плодородия, которые
способствовали плодовитости скота, обильн
... Читать дальше »
Сейчас это место молчаливо. Извивы Вологды, впадающей в Сухону. Низменная равнина, заливной луг, на удалении от берегов реки полоса леса, скрывающего болота. Медленно текут облака над поверхностью неспешных рек и шумящим лесом, кажущимся бесконечным. Текут с запада на восток, к Уральским горам и в бескрайнюю Сибирь. Если просто плыть вниз по течению реки – выйдешь на Северную Двину и в Белое море. А можно свернуть по Югу к Вятке. Можно – по Вычегде в пермские земли и к Уралу. Но всего этого невозможно увидеть с низкого берега, здесь чувствуешь себя в самой глуби безграничной страны леса и воды. Шуршит ветер, кричат птицы и звенят комары, плещет рыба. Редкое свойство этого места – реликтовые рощи вязов по кромке Вологды и впадающей в нее Вексы. Они
... Читать дальше »