День преподобного Пахомия в минувшие дни
отмечали в Нерехте. Сотни паломников из Костромской Мерянии, и соседних мерянских областей приехали в Троице-Сыпанов монастырь, чтобы поклониться святым
мощам целителя и совершить древний обряд на Святой горке.
По
преданию,
тот, кто его исполнит, целый год будет здоров.
Троице–Сыпанов монастырь. Его окрестности в Нерехте зовут Пахомиевской
горкой. Предание гласит – ее возвел преподобный Пахомий. Много лет
подряд он собирал здесь землю в монашескую шапку и руками возводил этот
холм. Свой труд праведник завершил 7 веков назад именно 28 мая.
С тех
пор в этот день рядом с монастырем собираются верующие. Гов
... Читать дальше »
"Кострома" - зрелище странное. Этакий живописный кинопримитив, где современная деревня представлена как заповедник с лешими, русалками, чудесами и крепким духом северного полуязыческого фольклора, который, казалось бы, навсегда погребен в пыльных томах добросовестных филологов-фольклористов второй половины позапрошлого века.
В.Суриков - уроженец Алтая, выпускник местного института культуры и Высших курсов сценаристов и режиссеров, работавший на картинах А.Кайдановского, С.Параджанова, Э.Климова, - с трудами фольклористов, безусловно, знаком.
Однако "Кострома" - не реконструкция записанных некогда обрядов и текстов. Скорее, попытка вновь "войти в ту же реку"
... Читать дальше »
Плёсский домонгольский некрополь, сохранившийся до
наших дней без существенных повреждений, с полным основанием можно
отнести к числу редких, если не сказать уникальных, археологических
комплексов Мерянии. В силу ряда обстоятельств, он на сегодняшний день
оказался практически единственным источником по погребальному обряду
жителей малого города восточной части Волго-Клязьминского междуречья.
Памятник расположен в черте современного города, в его парковой зоне, на
горе Холодной. Это - восточная оконечность исторической части Плёса, и,
таким образом, к моменту ордынского разорения могильник находился
непосредственно над усадьбами домонгольского посада, шедшими цепочкой
вдоль берега Волги.
Общество "Metsa Kunnta" продолжает свои ономастические изыскания. В предыдущих
материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных
жителей городов Ростов, Нерехта и поселка Борисоглебский , а так же их окрестностей. Сегодня мы
переносимся на 63 километра к северо-востоку от поселка Борисоглебский, и предлагаем
вашему вниманию список современных мерянских фамилий жителей города Гаврилов-Ям. При переводе
были использованы современные языки финской группы, в частности марийский. Перечень
фамилий современных гаврило-ямцев дополнен небольшой фото подборкой
мерянских антропологических типажей
взятой из открытых источников.
Портал Меряния с радостью объявляет о создании мерянским обществом "Metsa Kunnta" своего байдарочного туристического клуба "Joki Kunnta". На майские праздники членами Cергиево-Посадского отделения "Joki Kunnta" открыт новый сезон. Это выражено в трёхдневном походе на байдарках по водам чудесных мерянских речек Кубрь и Нерль Волжская.
Рябинин
Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси: К истории
славяно-финских этнокультурных связей: Историко-археологические очерки. -
СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1997. - 260 с. ISBN
5-288-01635-6
Монография подводит
итоги многолетних исследований автора по проблеме
освоения северных областей Восточной Европы и взаимодействия пришлого
населения и аборигенных финно-угорских народов. В ней детально
рассмотрены крупные регионы Древней Руси, население которых (летописные
водь, ижора, весь, чудь заволочская, меря, мурома, мещера) подверглось полной или частичной
ассимиляции.
Сегодня мы расскажем о камне-следовике лежащем неподалеку от города Пошехонье в Ярославской Мерянии. Это Федоринский камень (или камень св. Феодоры). Располагался он некогда близ села Федоринского Пошехонского района Ярославской. В прошедшем времени, потому что села этого больше не существует, кануло в Лету, как и многие другие деревни нашего региона. Теперь основным ориентиром для поисков этого камня служит деревня Яковлевское. Камень среди местного населения известен и по сей день, и по сей день к нему приходят люди, кто просто поклонится, а кто и с просьбой какой.
Известен Федоринский камень с давних времен, назван в честь св.Федоры (Феодоры). Назван камень в честь преподобной Федоры, кот
... Читать дальше »
Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области разместило на сайте Госзакупок тендер на проведение раскопок. Ученым предлагают почти 12 миллионов рублей на исследование Вербовского могильника и древнего поселения в Муромском районе.
-Это уникальный объект, датированный 7-11 веком нашей эры. То, что могильник и фино-угорское поселение были найдены — огромная удача для историков, - рассказала Наталья Нестерова, ведущий специалист-эксперт государственной инспекции по охране объектов культурного наследия. - Жаль, конечно, что придется пожертвовать этим местом ради строительства дороги. Но выхода нет. До 15 ноября ученые досконально изучат территорию и проведут все возможные исследования.
Примечательно, что последняя находка в районе могильника была сделана в 1990 году. Тогда, местный ж
... Читать дальше »
Ментальность существует постольку, поскольку обеспечивает минимальный уровень эффективности воспроизводства ее носителей. Если резко изменяются параметры вмещающего пространства (и социального, и культурного, и природного), культура более или менее болезненно, но трансформируется, а это означает, что ментальные основания изменяются. Обратимся к примерам.
Исходно Китай и Япония реализовывали исторически первичную, экстенсивную стратегию бытия. Люди расселялись и осваивали все возможные территории. Однако, в Китае пространство, пригодное для традиционного сельского хозяйства, сравнительно невелико. А Япония – просто маленькая страна, живущая на островах. Возможности экстенсивного движения вширь у этих народов были ограничены. Исчерпание стратегии расселения породило кризис.
Это была эпоха войн, борьбы за передел власти и те
... Читать дальше »
Следовик-чашечник
"Следочкин камень". Угличский район Ярославской области. Уже во второй
половине двадцатого века территория вокруг валуна заросла лесом. Но
местные бабушки еще помнили об этом камне, и его почитании. Фото Алексея
Бутусова
В мерянском и шире Верхне-Волжском ареале
археологи и историки часто фиксируют камни-следовики, в которых они
видят объекты древних культов. Различают
камни с зооморфными и антропоморфными рисунками, с "тарелочными"
углублениями, камни-крестовики (с крестами), камни-чашечники (с выемками
в виде чашечки) и т.д. Исследователи по-разному объясняют назначение
чашечек. Считается, что
они служили для жертвоприношений, сбора дождевой воды в
лечебных целях. Интерес представляет объяснение приношений камням,
совершаемых в прошлом веке в Финляндии: жертвоприношения для умерших,
подземных духов, духов-покровителей.