Мерянский блоггер и историкakim_trefilov сообщает: В глухом-глухом мерянском лесу глухого-глухого Парфеньевского района Костромской
области (тоже, вообще-то, не то, чтобы острой на ухо) стоит вот такая
деревянная церковь. С 1724 года, между прочим. Тут ее зовут
Ефремий-Ширь. Поск
... Читать дальше »
Сегодня использование языковых материалов для исторических разысканий относится к числу не очень популярных областей как исторической, так и лингвистической науки, ибо элементы риска здесь слишком велики и ошибки весьма вероятны. Валерий Петрович Яйленко в своем научном творчестве органически сочетает исторические и филологические методы обращения с материалом.
В подражание юбиляру в данном этюде я постараюсь связать современные языковые данные с этнографией России. Недавно было обращено внимание на три наречия с первым компонентом впол-, получивших странное противопоставление по характеристике: «В системе словообразовательных метафор наречия занимают незначительное пространство... Тем не менее можно выделить две группы наречий, характеризующих:
... Читать дальше »
Шунгá
– удивительный уголок Костромского края с неповторимым ландшафтом и
непростой своеобычной судьбой. Старинный мерянский клин на наиболее
удобных и плодородных землях возле самой Костромы. Свидетель и участник
ключевых моментов духовной и политической жизни России. Оплот и убежище
людей независимых, трудолюбивых, домовитых. Крепких сохранением
традиций. ... Читать дальше »
В деревне Латыши Бранской области в рамках второго Межрегионального
фольклорного фестиваля «Деснянский хоровод» состоялись Троицкие гуляния.
С 1 по 3 июня на нем своим творчеством поделились гости из Нерехты - ансамбль рожечников Меряне. В Нерехте на протяжении 25 лет существовали два фольклорных коллектива, сохранявшие
песенные традиции Костромской Merjamaa: фольклорный ансамбль «МЕРЯНЕ» и
«НЕРЕХТСКИЕ РОЖЕЧНИКИ». Эти два ансамбля хранят традиции игры на старинном инструменте - Нерехстком рожке,
собирая свои матриалы в забытых деревнях области у хранителей Старины.
Основой ансамбля является традиционная «нерехтская трубля» —
совместная игра на пастушьих рожках, исполнение песен и наигрышей
нерехтских рожечников,
... Читать дальше »
(рис.1)
Рунические знаки: а - Алабужское мерянское городище (по П.Н.
Травкину), б - Алеканово на р.Оке (по В.А. Городцову), в -
средневековый Плёс (по П.Н.
Травкину).
Необходимо отметить заслугу
волхвов Верхней Волги как первых хранителей (а также, видимо,
разработчиков) ранних форм письменности. Применительно к нашему региону
это так называемые восточно-европейские руны, находящиеся в настоящее
время в стадии собирания и расшифровки. Основными источниками новых
сведений здесь становятся материалы археологических раскопок, и главные
надежды на новые образцы письменности следует, видимо, увязывать с
финскими протогородами - мерянскими культурными центрами, где роль
волхвов была особенно велика.
Один из таких центров -
предшественник Плёса, Алабужский городок, предоставивший около десятка
прочерченных и вырезанных (в зависимости от мате
... Читать дальше »
День преподобного Пахомия в минувшие дни
отмечали в Нерехте. Сотни паломников из Костромской Мерянии, и соседних мерянских областей приехали в Троице-Сыпанов монастырь, чтобы поклониться святым
мощам целителя и совершить древний обряд на Святой горке.
По
преданию,
тот, кто его исполнит, целый год будет здоров.
Троице–Сыпанов монастырь. Его окрестности в Нерехте зовут Пахомиевской
горкой. Предание гласит – ее возвел преподобный Пахомий. Много лет
подряд он собирал здесь землю в монашескую шапку и руками возводил этот
холм. Свой труд праведник завершил 7 веков назад именно 28 мая.
С тех
пор в этот день рядом с монастырем собираются верующие. Гов
... Читать дальше »
"Кострома" - зрелище странное. Этакий живописный кинопримитив, где современная деревня представлена как заповедник с лешими, русалками, чудесами и крепким духом северного полуязыческого фольклора, который, казалось бы, навсегда погребен в пыльных томах добросовестных филологов-фольклористов второй половины позапрошлого века.
В.Суриков - уроженец Алтая, выпускник местного института культуры и Высших курсов сценаристов и режиссеров, работавший на картинах А.Кайдановского, С.Параджанова, Э.Климова, - с трудами фольклористов, безусловно, знаком.
Однако "Кострома" - не реконструкция записанных некогда обрядов и текстов. Скорее, попытка вновь "войти в ту же реку"
... Читать дальше »
Плёсский домонгольский некрополь, сохранившийся до
наших дней без существенных повреждений, с полным основанием можно
отнести к числу редких, если не сказать уникальных, археологических
комплексов Мерянии. В силу ряда обстоятельств, он на сегодняшний день
оказался практически единственным источником по погребальному обряду
жителей малого города восточной части Волго-Клязьминского междуречья.
Памятник расположен в черте современного города, в его парковой зоне, на
горе Холодной. Это - восточная оконечность исторической части Плёса, и,
таким образом, к моменту ордынского разорения могильник находился
непосредственно над усадьбами домонгольского посада, шедшими цепочкой
вдоль берега Волги.
Общество "Metsa Kunnta" продолжает свои ономастические изыскания. В предыдущих
материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных
жителей городов Ростов, Нерехта и поселка Борисоглебский , а так же их окрестностей. Сегодня мы
переносимся на 63 километра к северо-востоку от поселка Борисоглебский, и предлагаем
вашему вниманию список современных мерянских фамилий жителей города Гаврилов-Ям. При переводе
были использованы современные языки финской группы, в частности марийский. Перечень
фамилий современных гаврило-ямцев дополнен небольшой фото подборкой
мерянских антропологических типажей
взятой из открытых источников.
Портал Меряния с радостью объявляет о создании мерянским обществом "Metsa Kunnta" своего байдарочного туристического клуба "Joki Kunnta". На майские праздники членами Cергиево-Посадского отделения "Joki Kunnta" открыт новый сезон. Это выражено в трёхдневном походе на байдарках по водам чудесных мерянских речек Кубрь и Нерль Волжская.