Свагуновский
камень-чашечник В России всё очень центростремительно. Москва
притягивает. Москва кольцами
сжимает, заставляет кружиться и кружить. Затягивает воронкой. Трудно
вырваться из этого притяжения. Бульварное, Садовое, и «Третье кольцо»,
и четвертое - МКАД, пятое - Малая кольцевая, и
шестое Большое Подмосковное кольцо. Ну и «Золотое»… тоже
ведь кольцо с Московским центром. Прямо как такое кольцо
Всевластья, эдакий московский Саурон забавляется. И не понятно, какое из
колец для нас –
проклятие, а какое – благословение. Это сразу
чувствуется, стоит только вырваться из головокружительного вращения всех
этих бесконечных кр
...
Читать дальше »
|
Судьбе реликтового объекта, а возраст ростовского озера по одним источникам перевалил за десятки, а по другим - сотни тысяч (!) лет, в районной газете, так или иначе, уделяем внимание регулярно. Задел за живое читателя газеты из Шурскола недавний материал А. Крестьянинова "Несуществующая переправа”. Приводить полностью текст письма В.В. Квашнина не имеет смысла, поскольку на две трети оно состоит из цитат заметки Алексея. Кому интересно, адресую к первоисточнику – "РВ”, № 22 от 22.03.2012 года.
Все строки письма пропитаны неравнодушием автора, который недоумевает, почему никто, экологи и МЧС, не озаботится гибелью рыбы в озере. Свое обращение в редакцию В.В. Квашнин завершает так: "А к новому главе района предложение. Давайте же, наконец, попробуем п
...
Читать дальше »
|
Кострома - «Костёр» по офенски – с его длиннотой улиц, с высотой Каланчи, с широтой площади-«Сковородки», с величавой кондовостью торговых рядов, с горделивостью старинных фабричных корпусов, с веющей полузабытыми легендами особливостью древних храмов и модерновых особняков с магазинами, - остался позади.
Иду на тот берег Костромы-реки – Костромки…
Плотиной разделена реченька. Сверху не течёт – к низу не катится. Верх её – в русле сидит глубоко. Низ её – в пойме поднялся высоко. Заперта река стоит. Вспять не потечёт. И по ходу – нету ходу. Как же это всё перевернулось в естестве? Жутко и непонятно – до щекотки в темени… Что за костромские Нидерланды? Для чего? К чему?
|
Летнее время всегда было насыщено народными
праздниками. Их возникновение связано с природными циклами, различными событиями в жизни наших предков и т.п. Праздники населения Верхнего Поволжья
представляют собой яркий пример языческо-православного синкретизма: они столетиями
включали в себя как языческие ритуалы, так и элементы церковного происхождения. Одним из наиболее значимых летних праздников был Иванов День - Кокуй (Летнее Солнцестояние. ("Иванов день (23 июня)". *kokkoi̯; ср. kokko "праздничный костер, также конусообразная куча") Кокуй праздник плодородия, плодовитости, потенции. В старые времена
праздник отмечался на реке или озере угощением и пивом для всей округи.
Каждому наливался ковш, после которого, как записано в старых
церковных записях, все творили срамные пляски. Скорее
всего, это были отголоски языческих обрядов плодородия, которые
способствовали плодовитости скота, обильн
...
Читать дальше »
|
Сейчас это место молчаливо. Извивы Вологды, впадающей в Сухону. Низменная равнина, заливной луг, на удалении от берегов реки полоса леса, скрывающего болота. Медленно текут облака над поверхностью неспешных рек и шумящим лесом, кажущимся бесконечным. Текут с запада на восток, к Уральским горам и в бескрайнюю Сибирь. Если просто плыть вниз по течению реки – выйдешь на Северную Двину и в Белое море. А можно свернуть по Югу к Вятке. Можно – по Вычегде в пермские земли и к Уралу. Но всего этого невозможно увидеть с низкого берега, здесь чувствуешь себя в самой глуби безграничной страны леса и воды. Шуршит ветер, кричат птицы и звенят комары, плещет рыба. Редкое свойство этого места – реликтовые рощи вязов по кромке Вологды и впадающей в нее Вексы. Они
...
Читать дальше »
|
Мерянский блоггер и историк akim_trefilov сообщает: В глухом-глухом мерянском лесу глухого-глухого Парфеньевского района Костромской
области (тоже, вообще-то, не то, чтобы острой на ухо) стоит вот такая
деревянная церковь. С 1724 года, между прочим. Тут ее зовут
Ефремий-Ширь. Поск
...
Читать дальше »
|
Сегодня использование языковых материалов для исторических разысканий относится к числу не очень популярных областей как исторической, так и лингвистической науки, ибо элементы риска здесь слишком велики и ошибки весьма вероятны. Валерий Петрович Яйленко в своем научном творчестве органически сочетает исторические и филологические методы обращения с материалом.
В подражание юбиляру в данном этюде я постараюсь связать современные языковые данные с этнографией России. Недавно было обращено внимание на три наречия с первым компонентом впол-, получивших странное противопоставление по характеристике: «В системе словообразовательных метафор наречия занимают незначительное пространство... Тем не менее можно выделить две группы наречий, характеризующих:
...
Читать дальше »
|
Костромка: безмолвие
Шунгá
– удивительный уголок Костромского края с неповторимым ландшафтом и
непростой своеобычной судьбой. Старинный мерянский клин на наиболее
удобных и плодородных землях возле самой Костромы. Свидетель и участник
ключевых моментов духовной и политической жизни России. Оплот и убежище
людей независимых, трудолюбивых, домовитых. Крепких сохранением
традиций.
...
Читать дальше »
|
В деревне Латыши Бранской области в рамках второго Межрегионального
фольклорного фестиваля «Деснянский хоровод» состоялись Троицкие гуляния.
С 1 по 3 июня на нем своим творчеством поделились гости из Нерехты - ансамбль рожечников Меряне. В Нерехте на протяжении 25 лет существовали два фольклорных коллектива, сохранявшие
песенные традиции Костромской Merjamaa: фольклорный ансамбль «МЕРЯНЕ» и
«НЕРЕХТСКИЕ РОЖЕЧНИКИ». Эти два ансамбля хранят традиции игры на старинном инструменте - Нерехстком рожке,
собирая свои матриалы в забытых деревнях области у хранителей Старины. Основой ансамбля является традиционная «нерехтская трубля» —
совместная игра на пастушьих рожках, исполнение песен и наигрышей
нерехтских рожечников,
...
Читать дальше »
|
(рис.1)
Рунические знаки: а - Алабужское мерянское городище (по П.Н.
Травкину), б - Алеканово на р.Оке (по В.А. Городцову), в -
средневековый Плёс (по П.Н.
Травкину). Необходимо отметить заслугу
волхвов Верхней Волги как первых хранителей (а также, видимо,
разработчиков) ранних форм письменности. Применительно к нашему региону
это так называемые восточно-европейские руны, находящиеся в настоящее
время в стадии собирания и расшифровки. Основными источниками новых
сведений здесь становятся материалы археологических раскопок, и главные
надежды на новые образцы письменности следует, видимо, увязывать с
финскими протогородами - мерянскими культурными центрами, где роль
волхвов была особенно велика. Один из таких центров -
предшественник Плёса, Алабужский городок, предоставивший около десятка
прочерченных и вырезанных (в зависимости от мате
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 54 55 56 57 58 ... 77 78 » |