Владимирский
молодежного клуба исторической
реконструкции "Рарог" реконструирует
костюмы предков 9-11 веков. В Областной
библиотеке Владимира ими были проведены
несколько выставок представляющие их
работы. Желание изучать родную
историю выливается у молодёжи в увлечение
исторической реконструкцией. Русь 9-11 веков,
время перехода от язычества к христианству.
Материалов о том, как одевались в те времена,
почти не с
... Читать дальше »
Книга Е.А. Рябинина является обобщающим исследованием, посвященным средневековому прошлому крупного региона Северо-Восточной земли. Источниковедческую базу работы составляют материалы около 2000 курганных захоронений 12-13 веков.
На основе изучения погребального обряда и инвентаря могильников и анализа археологических, исторических, лингвистических и антропологических данных реконструируется характер культуры фино-славянского населения края. Большое внимание уделяется определению социально-экономических и демографических предпосылок, обусловивших расцвет Костромского Поволжья в позднесредневековую эпоху.
Нерехта – город областного подчинения в Костромской области, районный центр, в 46 км к юго-западу от Костромы. Расположен у слияния рек Нерехта и Солоница (бассейн Волги). Узел железнодорожных линий на Ярославль, Кострому, Иваново. Население 30,1 тыс. человек.
Нерехта – название
мерянского происхождения, на русский язык его можно перевести как «река в низкой, болотистой местности».
Сегодняшние жительницы Нерехты.
Окрест есть еще много мерянских названий -
села и деревни Пыщуг, Емсна,
Улошпань, Сочелы, Сорохта, Балахна, Рохма,
реки Тега, Кисма, Емсна, Корба,
большой лесной массив ... Читать дальше »
Утром 18 декабря ушел из этой жизни ведущий научный сотрудник ИИМК РАН, доктор исторических наук Евгений Александрович Рябинин, сделавший очень многое для изучения настоящей истории Финской Руси. Официально: ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук. В ИИМК РАН с 1971 г. Специалист в области древнерусской и финно-угорской археологии, истории ранних городов Северной Руси. Кандидатская диссертация – "Финно-угорские элементы в культуре Северной Руси Х-XIV вв.". 1974 г. Докторская диссертация – "Финно-угорские племена в составе Древней Руси (К истории славяно-финских этнокультурных связей)". 1991 г.
Жгонский язык относится к числу так называемых «условных языков» русских ремесленников, которые употребляли подобные языки в качестве особых корпоративных средств общения с целью, чтобы разговоры не были понятны окружающим. Впервые наличие особого искусственного языка у костромских шерстобитов отметил В.И. Даль.
Региональные и регионально-профессиональные особенности языка — интереснейшая географическая тема, совершенно, к сожалению, не затрагиваемая традиционным образованием. Вот что пишет А.В. Громов, автор книги "Жгонский язык":... Читать дальше »
В журнале «Российская археология» 2009 (№2) (а вообще гораздо раньше) прошло сообщение об обнаружении массового захоронения (около 100 человек) на Стрелке в Ярославле; предположительно, это свидетельство татаро-монгольского нападения на город (1237 год). Не было бы это сообщение чем-то выдающимся, если бы не одна деталь. Погибшие были названы «кривичами со слабой примесью аборигенной финно-угорской крови».
Очень занятно, что в разных публикациях, при совпадении прочих деталей, национальность указывается по-разному.
В неформальных беседах археологи рассказывают, что еще недавно в русских деревнях, расположенных по Оке, существовали полные аналоги фино-угорских родовых кладбищ. Небольшие кладбища на мысах коренного берега часто располагались не у церквей, как принято в остальной России, а неподалёку от мест, где обрели вечный покой таинственные предки языческих времён. Еще недавно выходцев из этих мест хоронили только на семейных кладбищах, где бы человек ни умер. Еще можно встретить по берегам Оки остатки от прежних священных дубовых рощ. Местные жители в таких местах нередко находят «мордовочки»-маленькие серебряные монеты и «ужовки»-монисты, сделанные из белой глины, и носимые эрзянками на шее. Кое у кого по Оке они есть и теперь... Еще в начале 20-го века крестьян рязанского Поочья, на стороне называли «мордовцами». На крестьянской одежде, особенно на их рубашках, понятиях,
... Читать дальше »
В настоящий момент исследование финно-угров Волго-Окского междуречья наметило несколько определённых тенденций. В ареале, лежащем между верховьями Волги по Оке, почти что до её впадения в Волгу и до верховьев Дона. То есть в ойкумене Городецко-дьяковских племен на рубеже 2-3 века нашей эры имеет место явление условно называемое рязано-окским импульсом. На среднею Оку происходит вторжение высоко милитаризованной финно-угорской группировки, которая в течении 3-4 века создаёт то, что мы называем культурой рязано-окских могильников (КРОМ). С 5-го века начинается стремительное распространение рязанно-окских тенденций на описанную ойкумену. Особо четко это выражается в появлении могильников на территории, где их ранее не было. Основным различием КРОМ от соседей является высокая мили
... Читать дальше »
Галич — город в Костромской области. В городе находится административный центр Галичского муниципального района, причём город Галич входит в самостоятельное муниципальное образование в составе Костромской области — городской округ Галич. Город (с 1778 — вторично). Население 18,5 тыс. чел. (2005). Город расположен на берегу Галичского озера (бассейн реки Костромы), в 121 км от Костромы.
Достоверная дата основания городского поселения на месте Галича неизвестна, но человек живет на этом месте очень давно, о чем свидетельствует клад высокохудожественных бронзовых изделий культового назначения, хранящийся в настоящее время в коллекции Эрмитажа (Галичский клад
... Читать дальше »
Как-то поэт написал стихотворение о том, что вместо икон на крестном ходу он носил бы пустую раму. И все, что попадало бы в раму, соответственно представлялось бы святым. Иногда и ко мне приходит такое ощущение (что все вокруг исполнено Духа Святого), даже не надо "сто семьдесят грамм” для этого принимать. Когда шел с Оксаной Вороновой по ее каждодневному пути, ко мне пришло такое чувство. Но это так, пафос. В жизни надо уметь даже чудо оценивать трезво.