В 1957 году археолог Ю. Краснов при зачистке ямы на Бушаринском городище обнаружил бронзовую монету. Монета была хорошей сохранности, отчеканена римским императором Константином II в городе Кизик. Находка, казалось бы, сама по себе не особо примечательная. Античные монеты, тем более бронзовые, где-нибудь в Краснодарском крае — вещь заурядная. Однако пикантность ситуации была в том, что Краснов раскапывал городище железного века под Москвой. Задолго до появления в подмосковных землях славян на берегах реки Сетунь жило безымянное племя дьяковской культуры. Примечательно было также то, что монета не была золотой или серебряной, а потому не представляла ценности как металл. Понятно, что в наши края она попала и ходила по рукам не как слиток
... Читать дальше »
Нам предстоит применить лингвистический метод к
объяснению хорографических названий, т.е. прочесть язык земли, объяснить
географические имена Мерянской земли, которые звучат для нас совершенно
непонятно. Метод объяснения подобных названий будет одинаков везде, по
однообразному шаблону, выработанному мною путем многолетней практики, но
для каждой территории, населенной тем или иным племенем, придётся
давать особый список основных элементов географических названий на языке
данного племени. К концу у нас составится таким образом целый ряд
наглядных таблиц, или ключей, с помощью которых каждый без труда в
состоянии будет объяснить те или иные хорографические названия и
проверять наш метод до мелочей.
Держась Начальной Летописи, прежде всего, должны мы начать с Мерянской
земли, так как меря упоминается уже на второй странице этой летописи;
летопис
... Читать дальше »
Течение этнофутуризма в искусстве, похоже, явление постоянное. Во всяком случае, неправомерно считать его чем-то новым применительно к финно-угорским и славянским памятникам Центральной России, так как (к счастью!) невозможно зафиксировать официальное прекращение традиции.
Безусловно, самым ярким проявлением этнофутуризма можно считать так называемый псевдо-русский стиль, знаменитый, в первую очередь, по таким архитектурным памятникам, как здания Исторического музея и Ярославского вокзала. К сожалению, наша архитектура не может активно использовать зооморфные или сложные орнаментальные элементы, в отличие, например, от готики, что делает ее весьма абстрактной. Действительно, даже такие ранние произведения этнофутуризма, как храм Василия Блаженного, мало информативны с точки зрения древней народной традиции.
Следы поселений мери, чуди, черемисов (мари), еми и других финно-угров в пределах Костромской губернии. Московское Археологическое Общество. Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Т.6 . 1876 г.
Книга содержит: информацию о Мерских станах Костромской губернии, поселениях чуди и черемисов, информацию о следах существования еми в Костромской губернии, список городов и сел по уездам губернии, гидрографические сведения о Костромской губернии.
Солигалич - районный центр Костромской области. Население — 6900 чел. (2005). Расположен в верховье реки Костромы — левого притока реки Волги. Город впервые упоминается в летописях под 1335 годом под названием "Соль Галицкая". "Соль" указывает на существование на этом месте соляных промыслов, возникших, по-видимому, не позднее XIV века, а "Галицкая" — на принадлежность к Галичскому княжеству со столицей в лежащем южнее Галиче. Это упоминание 1335 года связано с основанием ростовским князем Федором Васильевичем (по поводу имени, отчества и удела имеются разногласия) Воскресенского монастыря.
Жительница Солигалича. (из коллекции Ивана Данильченко)
<
... Читать дальше »
Древневенгерские всадники на площади Героев в Будапеште
Если согласиться с традиционным мнением о том, что российская история
начинается с Киевской Руси, то процесс «колонизации» финно-угорских
территорий от Рязани до Новгорода просто нельзя рассматривать без учета
весьма специфического мадьярского аспекта. Венгры (мадьяры) –
финно-угорский народ, наиболее близкий по языку своим давним родичам современным хантам и манси. По
одной из версий, в их состав могли входить и финно-угорские племена так называемых
рязано-окцев.
Интересно,
что территория Венгрии (Подунавье и окрестности одного из крупнейших
европейских озер – Балатона – весьма похожи на окскую пойму. Видимо в знак
тесной связи лесного и степного образа жизни предков скульпт
... Читать дальше »
Видное место в обрядности финно-угорских народов занимала
любовная (половая) магия. Считалось, что управлять любовными симпатиями
можно было через слово, взгляд или действие, открыто обращенные
непосредственно к объекту любви, либо тайно направленные на его тень,
отражение или на пищу, приготовленную специально для него.
Конечно,
многие приемы традиционной любовной магии сейчас кажутся бессмысленными
и наивными, однако, некоторые способы приворота можно попытаться
использовать и сейчас.
Карелы считали, что приворожить жениха
можно было, приготовив особое угощение (чаще всего - пирог). Это
угощение необходимо было замесить на воде (в вариантах - молоке),
которой умывали невесту во время обряда "невестиной бани" или
послесвадебной бани для молодоженов. У ко
... Читать дальше »
Последнее десятилетие уходящего двадцатого века породило резкий всплеск интереса к сакральной и «неофициальной» истории человечества. Наряду с этим, мы можем так же отметить устойчивое повышение интереса к т.н. «научному туризму» людей, жизнедеятельность которых не связана с наукой. Предметами поиска и изучения зачастую становятся природные или культурные объекты, не имеющие официального статуса «памятника». Как правило, все эти места или объекты особо почитаемы местными жителями и довольно часто считались священными или же наоборот – «нечистыми».
Хотя почитание «священных» или «нечистых» мест играло в традиционной культуре русского народа весьма важную роль, определить или идентифицировать время возникновения тех или иных местных культов очень сложно. Дело в том, что они остаются малодоступными и малоизвестными для науки. С другой стороны, подо
... Читать дальше »
Дми́трий Алекса́ндрович Ко́рсаков (10 июля 1843, Москва — 26 мая 1919, Казань) — русский историк, доктор русской истории (1880).
В 1872 году защитил магистерскую диссертацию: «Меря и великое княжество
ростовское» (Казань). Этот труд, обнаруживающий детальную разработку
вопроса и выдающуюся эрудицию автора, был встречен научной критикой
весьма благосклонно, хотя в то же время она находила недоказанной одну
из важнейших мыслей исследования — о самостоятельности ростовского вече,
которую последнее проявило на самом деле лишь однажды — после смерти
Андрея Боголюбского по вопросу о главенстве земли, издавна тянувшей к
Ростову.
В 1880 году Корсаков защитил докторскую диссертацию: «Воцарение Анны
Иоанновны» (Казань)
... Читать дальше »