Я называю себя этнофутуристом. Этнофутуризм как художественное течение и мировоззрение на российских пространствах сформировался в Удмуртии, лет 15 назад. Удмуртские художники-концептуалисты, озабоченные ретрансляцией традиционной народной культуры в современность, воспользовались идеями, которые ранее сформулировали эстонские художники. По этому Удмуртия по праву считается родиной российского этнофутуризма.
Из Удмуртии идеи этнофутуризма довольно быстро распространились на соседние финно-угорские регионы Мордовию, Коми, Пермь и дош
...
Читать дальше »
|
Головной убор мерянки, жительницы Алабужского городища 7 в. н. э.
Археологические материалы по мерянским территориям Верхней Волги убедительно говорят о том, что женщины меря на голове носили не только венчики и очелья с височными кольцами, но и кокошники, которые мы знаем по поздней русской культуре 18-20 веков. Это высокие головные уборы на жёсткой основе. Название кокошник имеет финское происхождение: «кёкко» - курица, «кокош» - петух, эти старофинские термины применительные к домашней птице использовался наряду с привычными сегодня русскими как минимум до начала 18 века, а в поговорках сохранился и по сей день – подобно тому, как до сих пор используется в провинции термин «кока» - родная сестра матери.
Курица бы
...
Читать дальше »
|
Верховный карт Александр Таныгин, подняв лицо вверх, читает молитву
В последние годы языческое движение в странах Европы стало приобретать массовый характер. В некоторых странах местные языческие организации даже удостаиваются государственного признания. Но чаще всего такое язычество — это в большей степени субкультура. Республика Марий Эл выгодно выделяется на этом фоне тем, что в ней действительно сохранены традиционные дохристианские верования.
<
...
Читать дальше »
|
Вид на Саввинно-Сторожевский монастырь с Москвы-реки Приобщаясь к тайнам нашей земли из Луцино мы прошли - к Саввино-Сторожевскому монастырю, приготовившему на священных вратах для нас сюрприз – трехкратный мотив мерянской шумящей подвески с коньками.
Монастырь был основан в 1398 году монахом Саввой, учеником Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Основан вероятнее всего на месте языческого сакрального центра. Об этом говорит тот факт, что стоит он на высокой горе у подножия которого бьёт святой источник. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и террит
...
Читать дальше »
|
В знаменательные осенние дни поминовения предков – Деды, мы, краеведы из общества «Metsa Kunnta», устроили вылазку в западное Подмосковье, в некогда пограничные места балтско-финского мира . Целью поездки была деревня Луцино в окрестностях подмосковного Звенигорода.
Этот древний край до сих пор таит ряд загадок, на которые придется искать ответы. В раннем железном веке верховья Москвы-реки были густо заселены людьми Дьяковской культуры. Позднее, в начале XIII века, здесь находилась северо-западная граница так называемой «Вятичской анархии» - участок холмов и непроходимых лесов на правом берегу Москвы-реки на стыке между Ростово-Суздальским, Смоленским, Черниговским и Рязанским княжествами (А. А. Юшко. О междукняжеских границах в бассейне р. Москвы
...
Читать дальше »
|
В начале 2000 годов московский краевед И.Д. Маланин обнаружил несколько любопытных Синих камней в Щелковском районе Подмосковья. Топоним Синий камень остался в тех местах вероятнее всего в наследство от финно-угорского народа меря, жившего на этой территории. Многие исследователи считают, что именно так меряне обозначали свои поклонные камни. Позднее с полной русификацией в этих краях мери, люди постепенно забыли о значении этого топонима. Никто из местных деревенских жителей, по указаниям которых исследователи находят синие камни, никогда не могут объяснить, почему именно этот камень называется Cинь-камнем, а другие находящиеся рядом не имеют названия. Цвет камней здесь совершенно не причем. Нередко Синь-камни может быть, например, красным!
...
Читать дальше »
|
Знаменитый Синий камень озера Неро (Трясловский валун)
В последние годы у наших людей появился повышенный интерес к сакральной истории родины. Предметами интереса и поиска становятся культурные и природные объекты, зачастую не имеющие официального статуса "исторического памятника" (например в отличие от Синь-Камня в Переславле). Как правило, все эти места и объекты почитаемы жителями окрестных деревень и городков и считаются священными.
Почитание «священных» мест и объектов до сих пор играет в традиционной культуре русского народа весьма важную роль. В Ростовской земле было известно немало языческих требищ у священных камней, называемых в народе Синими. На северо-восточном берегу Плещеева озера в 0,5 км к северо-западу от Александровой горы лежит всем известный, легендарный Синий камень. Мест
...
Читать дальше »
|
(По описанию профессора В.А. Городцова, археолога Фролова А.С., археологическим раскопкам и по материалам Большой Советской Энциклопедии)
Вид на Оку с Петровского косогора
Город Алексин, с его знаменитым опытным механическим заводом, был связан с металлообработкой даже в дорусские времена. Еще в первых веках нашей эры здесь существовало поселение финского народа Меря. В память о тех временах сохранились следы некогда грозных рвов и валов на крутолобом берегу Оки. Эти рытвины и бугры именуются «Петровским городищем» (по названию городского микрорайона - «Петровское»). В 70-х годах XX века здесь работал известный а
...
Читать дальше »
|
Село Нестиары Нижегородской области, растянувшись хороводом вокруг озера, переходит в деревеньку Заозерье; человеческие жилища опоясывают озеро Нестиар подобно ожерелью. Озеро Нестиар находится в нескольких десятках километров от знаменитого озера Светлояр, о котором мы писали не так давно, и тоже является мощным местом Силы.
Эти два святых озера образуют как бы единый сакральный организм, в котором ничто не оказывается главным, подчинённым. Здесь незримо витают древние божества языческих мари которым и сейчас молятся местные жители в облике икон, почитаемых деревьев и источников... Местные и не осознают до конца какие они двуеверцы.
Вокруг них леса и болота, родная среда, которая кормит — там люди добы
...
Читать дальше »
|
Дьяковское городище "Дятлова
Поляна"
Реконструкция городища
После Веледниковского Синего Камня мы
решили посетить дьяковское городище "Дятлова
Поляна", расположенное в 2,5 км на юго-юго-запад.
На территории Москвы и области есть много
мест, которые на протяжении сотен лет хранили свои древние имена.
Большая часть московских топонимов восходит к средневековью. Совсем по
другому обстоит дело гидронимами, т.е. с названиями рек. По мнению
ученых, их финские и балтские имена оставлены населением, жившим на этой
земле задолго до возникновения в средние века русского народа. Что за люди населяли эти места? Что представляла собой
их культура? Археологам хорошо известны памятники, оставленные
древн
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 72 73 74 75 76 77 » |