Последнее десятилетие породило всплеск интереса к истории Русского Севера, в том числе к сакральной географии и краеведению. Предметами изучения становятся археологические, культовые и природные объекты, которые зачастую почитаемы местными сообществами и считаются святыми или же, наоборот, «нечистыми».
Несмотря на то, что их почитание играло в традиционной культуре Севера важную роль, идентифицировать период возникновения тех или иных местных сакральных объектов непросто. Порой для этого требуется анализ на стыке разных научных областей.
Несколько подобных локаций есть в Кубенозерье Вологодской области.
В названиях немалого числа географических объектов Вологодчины сохранилась память о прошедших временах, народах и их верованиях. Особенно любопытны отголоски тысячелетней и более
...
Читать дальше »
|
Архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН в ходе раскопок в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском обнаружил редкое граффити XII века, состоящее из изображения человека с фантастическим животным и фрагментом сопровождающего текста.
Фигура бегущего человека, левой рукой поднимающего над головой существо с головой птицы, телом змеи и рыбьим хвостом (очевидно залесский аналог новгородского Коркодела), расположена в правой части граффити. Слева от рисунка и под ним находится текст, в конце которого уверенно прочитываются слова «но не всем ладно. Игнат писал». Фразе предшествует загадочная последовательность из пяти букв, которую невозможно истолковать как записанный обычным образом древнеру
...
Читать дальше »
|
Помните, Владимир Путин, в ходе Прямой линии 2019 года сам выбрал и прочитал с экрана компьютера один из присланных вопросов: «Куда делся народ чудь?» «Ассимилировался в основном. Но я уверен, что он еще не исчез окончательно…» — отметил лидер страны.
И действительно, потомки чуди живут и здравствуют! Во время последней переписи 2010 года несколько десятков жителей труднодоступного, глухого Верхнетоемского района Архангельской области в графе «национальность» указали: «чудь». Всего же в Пинежском районе проживает около 200 чудей.
Это я к чему? В FB у замечательной Светланы Адоньевой увидел фильм «Сказки северных рек» (1968) Фильм про жизнь и к
...
Читать дальше »
|
До создания Древнерусского государства существовала не единая денежно-весовая система, а региональные, племенные монетные рынки – Волховско-Ильменский (словене и чудь), Верхневолжский (меря), Западно-Двинский (кривичи), постоянно эволюционировавшие и отличавшиеся даже составом монетного материала. По мнению И. Петрова, куфическая эпоха может быть обособлена на ряд этапов, отличавшихся как продолжительностью, так и интенсивностью.
Значение этого деления заключается в том, что 2, 4, 7, 9 этапы (750-760-е, 790-е, 850-е, 880-890-егг.) – время кризисов поступления восточного серебра на территорию Восточной Европы, приводивших к изменению характера монетногоо бращения и форм расчетов.
Итак:
...
Читать дальше »
|
В Костромской области, как известно, земли не очень плодородные, да и климат оставляет желать лучшего… Что поделаешь – зона рискованного земледелия. Чтобы заработать денег, мужчины в крестьянских семьях после уборки урожая вынуждены были уходить на заработки – «в отход» - катать валенки «для всея Руси».
В деревнях современных Нейского, Макарьевского и Мантуровского районов это был один из основных источников дохода.
Жизнь на чужбине заставляла жгонов (или пимокатов) иметь свой тайный язык. Вообще слово «жгон», как считают специалисты, происходит от удмуртских слов «ыж» - овца и «гон»- шерсть. Пимокаты разговарили на "жгонке&q
...
Читать дальше »
|
Суздальская археологическая экспедиция Института археологии РАН и Государственного исторического музея завершает первый сезон раскопок средневекового могильника у села Гнездилово под Суздалем. Имя этого села хорошо известно археологам: курганы «на полях села Гнездилова» были в числе первых могильников, исследованных А.С. Уваровым в 1851 г. в рамках знаменитого проекта изучения суздальских древностей. Раскопки селища Гнездилово 2, проводившиеся в 1980–1987 гг. В.А. Лапшиным в составе экспедиции Института археологии РАН и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, положили начало изучению средневековых сельских поселений в Суздальском Ополье. Попытки нового обследования некрополя предпринимались не раз, но оказывались безрезультатными: место его не
...
Читать дальше »
|
Наш подписчик задал интересный вопрос про корни костромской, галичской фамилии Карамышевы.
В источниках: Карамыш, Карамышевы: кн. Михаил Федорович Карамыш Курбский, 1493 г.; князь Карамыш Семенович Шелепшанский, середина XVI в.; Александр Васильевич Карамышев, наместник кн. Андрея Васильевича в Бежецке, 1470 г.; Семен Карамышев, боярин, 1480 г., Нижний Новгород.
Князь Михаил Федорович Карамыш Курбский - дед князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного. Курбские получили свою фамилию от названия своей вотчины - ярославского села Курба.
Князь Карамыш Семенович Шелепшанский принадлежит княжескому роду Шелешпански
...
Читать дальше »
|
Любопытные карты генетических расстояний сборной выборки населения Ярославской области и отдельно мологжан в сравнении с окружающими популяциями Евразии с Генофонд рф. Темно-зеленым цветом показаны наименьшие генетические расстояния (зоны генетического сходства), темно-красным цветом – наибольшие генетические расстояния.
И вот как это объяснять? А очень просто.
Карта генетических расстояний от сборной выборки русских Ярославской области прекрасно накладывается на карту исторической мерянской территории по графу Уварову, топонимисту академику Матвееву и археологу Рябинину.
...
Читать дальше »
|
В эти благодатные дни середины лета на всём пост-мерянском Севере и в Заволжье наиболее традиционные общества до сих пор проводят праздники близкие календарно и по внутреннему смыслу: Петры-и-Павлы, Мольба, Сюрем.
Культурные подосновы этой общности лежат очень глубоко, в местной животноводческой и врачебной духовно-магической практике. Мы уже писали про Мольбу Унженскую - Праздник села Нежитино Макарьевского района Костромской области. Сегодня же помянем этно-политическую подоплёку закрепления Петров и Мольбы на достаточно определённой - пост-мерянской - территории.
В 1-й половине ХV в. обособление галичско-мерянских и костромских земель от Москвы способствов
...
Читать дальше »
|
Суздаль один из младших городов Ростовской (Залесской) земли впервые упоминается в Повести временных лет в 1024 году в форме «Суждаль». Название Суздаль самый настоящий этимологический казус, каких только этимологий не предлагалось.
В XIX веке Д. Европеус предложил начальный компонент сузда- производить от финского слова «susi» или эстонского «suzi» в значении «волк». А. А. Шахматов в финно-угорском ключе реконструировал название как *susudal, но М. Фасмер его отверг, так как такое слово неизвестно в финском языке.
По мнению О. Н. Трубачёва, название города происходит от
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 6 7 8 9 10 ... 77 78 » |