Суздальская археологическая экспедиция Института археологии РАН и Государственного исторического музея завершает первый сезон раскопок средневекового могильника у села Гнездилово под Суздалем. Имя этого села хорошо известно археологам: курганы «на полях села Гнездилова» были в числе первых могильников, исследованных А.С. Уваровым в 1851 г. в рамках знаменитого проекта изучения суздальских древностей. Раскопки селища Гнездилово 2, проводившиеся в 1980–1987 гг. В.А. Лапшиным в составе экспедиции Института археологии РАН и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, положили начало изучению средневековых сельских поселений в Суздальском Ополье. Попытки нового обследования некрополя предпринимались не раз, но оказывались безрезультатными: место его не
...
Читать дальше »
|
Наш подписчик задал интересный вопрос про корни костромской, галичской фамилии Карамышевы.
В источниках: Карамыш, Карамышевы: кн. Михаил Федорович Карамыш Курбский, 1493 г.; князь Карамыш Семенович Шелепшанский, середина XVI в.; Александр Васильевич Карамышев, наместник кн. Андрея Васильевича в Бежецке, 1470 г.; Семен Карамышев, боярин, 1480 г., Нижний Новгород.
Князь Михаил Федорович Карамыш Курбский - дед князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного. Курбские получили свою фамилию от названия своей вотчины - ярославского села Курба.
Князь Карамыш Семенович Шелепшанский принадлежит княжескому роду Шелешпански
...
Читать дальше »
|
Любопытные карты генетических расстояний сборной выборки населения Ярославской области и отдельно мологжан в сравнении с окружающими популяциями Евразии с Генофонд рф. Темно-зеленым цветом показаны наименьшие генетические расстояния (зоны генетического сходства), темно-красным цветом – наибольшие генетические расстояния.
И вот как это объяснять? А очень просто.
Карта генетических расстояний от сборной выборки русских Ярославской области прекрасно накладывается на карту исторической мерянской территории по графу Уварову, топонимисту академику Матвееву и археологу Рябинину.
...
Читать дальше »
|
В эти благодатные дни середины лета на всём пост-мерянском Севере и в Заволжье наиболее традиционные общества до сих пор проводят праздники близкие календарно и по внутреннему смыслу: Петры-и-Павлы, Мольба, Сюрем.
Культурные подосновы этой общности лежат очень глубоко, в местной животноводческой и врачебной духовно-магической практике. Мы уже писали про Мольбу Унженскую - Праздник села Нежитино Макарьевского района Костромской области. Сегодня же помянем этно-политическую подоплёку закрепления Петров и Мольбы на достаточно определённой - пост-мерянской - территории.
В 1-й половине ХV в. обособление галичско-мерянских и костромских земель от Москвы способствов
...
Читать дальше »
|
Суздаль один из младших городов Ростовской (Залесской) земли впервые упоминается в Повести временных лет в 1024 году в форме «Суждаль». Название Суздаль самый настоящий этимологический казус, каких только этимологий не предлагалось.
В XIX веке Д. Европеус предложил начальный компонент сузда- производить от финского слова «susi» или эстонского «suzi» в значении «волк». А. А. Шахматов в финно-угорском ключе реконструировал название как *susudal, но М. Фасмер его отверг, так как такое слово неизвестно в финском языке.
По мнению О. Н. Трубачёва, название города происходит от
...
Читать дальше »
|
Окрестности села Туровское – место особое, потаенное даже место – это одно из древнейших поселений человека на Галичской земле. Здесь когда-то язычники эпохи бронзы поклонялись своим богам, здесь же, в реке Лыкшанке, найден был знаменитый Галичский клад, в железном веке было мерянское поселение, а в средневековье располагались охотничьи угодья галичских князей, знаменитый Галичский князь Шемяка («Темноволосый» по мерянски) любил здесь позабавиться в XV веке. Согласно древним описям Галича во время существования Галичского княжества оно носило официальное название «Мыльное», по расположенным в нём мыльным заводам.
Туровское имеет деревню-тезку на соседнем Чухломском озере
...
Читать дальше »
|
Чудная, и даже воистину, евразийско-чудская история от Маши Трощило о северных сказочниках прочтенная в фэйсбуке этнографа Светланы Адоньевой:
"Как-то Мария Васильевна (респондент, жительница Азаполья на Мезени.) рассказывала нам с коллегой про некоего Сысоя, рассказывала долго и обстоятельно, а мы всё не могли понять, кто же это такой. Наконец после какого-то вопроса невпопад Мария Васильевна возмутилась нашей глупости и прояснила, что Сысой — это имя святого (был такой христианский монах- отшельник).
На следующий день мы вновь встретились, и в разговоре промелькнуло слово «кычко». Помня вчерашний конфуз, мы осторожно спросили: «А &qu
...
Читать дальше »
|
Горщина. Этого названия нет ни на одной карте, но лет двести назад его хорошо знали на землях современных Кингисеппского и Ломоносовского районов Ленинградской области. Среди нынешних понятий не так легко найти объяснение этому названию.
Горщина это не отдельно взятая гора, как например Сойкинская или Карлова. Но Горщина это и не горы, как например Дудергофские. Этот топоним не имеет аналогов, поскольку является старинным народным названием ижорского глинта. Глинт это древний уступ северного края Ижорского плато, видимой высотой 50-80м, о происхождении которого до сих пор нет достоверных сведений. Издревле люди пытались найти объяснение этому природному феномену. Отсюда рождались легенды о море, некогда подходившем к Копорской крепост
...
Читать дальше »
|
"Домовенок Кузя", лишь на первый взгляд является невинной детской сказочкой в кукольных декорациях, содержит в себе отсылки к финно-угорскому и великорусскому фольклору и если обратиться к литературному источнику, вскрывающий жуткие язвы средне- и позднесоветского социума, связанные с крушением тысячелетнего общинного уклада, урбанизацией, утратой крестьянских традиций и разрушением патриархальных семейного быта ("Если все в город подадуться - кто в сказке жить-то останется").
На самом деле, с точки зрения психоанализа, действующие персонажи находятся в иных гендерных ролях, социальных стратах и возрастных категориях. Сказалось действие советской цензуры, ведь как известно, советские творцы мультипликаторы маскировали и ретушировали обра
...
Читать дальше »
|
16 марта 2020 в возрасте 47 лет из жизни ушел Лев Прозоров, который предпочитал, чтобы его называли Озаром Вороном. Не можем сказать, что мы были друзьями и вообще были близки, Прозоров был одним из, пожалуй, наиболее предвзятых критиков теории мерянского субстрата у великороссов и мерянского этнофутуризма. Тем не менее, как верно замечает наш друг и автор, владимирский археолог Тимур Галкин, увлеченность Прозорова темой истории Древней Руси могла направлять не только читателей, но и нашу редакцию и коллег на новые темы. В таких случаях принято вспоминать ушедшего человека.
Слово кандидату исторических наук, ведущему научному сотруднику Заповедника «Зарайский Кремль» Тимуру Галкину:
<
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 6 7 8 9 10 ... 76 77 » |