В декабре 2020 года, в рамках проекта Медиаполигон «Хранители языков», десятки журналистов и языковых активистов из 25 регионов России создавали материалы о культурах глубинной России и о героях-хранителях языков. Многие из этих материалов содержат как минимум по небольшому чуду. Не только журналисты и литераторы, но и активисты сумели рассказать впечатляющие истории, поразмышлять про собственную языковую и культурную идентичность, отрефлексировать проблемы сохранения национальных языков России.
В этом проекте приняли участие и мерянские активисты - художники этнофутуристы Валентин Константинов и Андрей Малышев-Мерянин. Портал Merjamaa публикует их размышления о
...
Читать дальше »
|
Обычно историки-славянофилы любят утверждать, что меря и вообще финно-угры в центре современной России, исчезли еще на заре образования Древнерусского государства, поскольку в летописях позднее X века они не упоминаются. Но топонимика, сравнительная этнография, археология, антропология и документы Московского государства XV–XVII веков позволяют опровергнуть этот укоренившийся тезис.
Меряне на землях Залесья-Московии долгое время сохраняли свою идентичность и даже давали свои мерянские имена местным князьям из рода Рюрика. О чем свидетельствует книга академика С. Б. Веселовского — «Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии». (Издательство «Наука» москва 1974.)
...
Читать дальше »
|
На фото кладбище у православного храма Св. Николая Чудотворца в Эклутне, Аляска. Это примерно в сорока километрах от Анкориджа и в километре от берега реки Кник, впадающей в залив Кука. Церковь была построена примерно в 1894 году и на нынешнее место «переехала» в 1900 году. Как и другие русские церкви она принадлежит Аляскинской епархии РПЦ.
В 1830 году сюда прибыли русские православные миссионеры, и, как это часто бывает, наша великорусская традиция смешались с традициями коренного населения Аляски, что породило особую и самобытную культуру. Одно из самых аутентичных и известных проявлений этой культуры — захоронения в виде «домовин» или «голбцов».
...
Читать дальше »
|
Андрей Мерянин. "Панен па валгаж" (Паны и курган).
В статье «К вопросу об исследовании курганной топонимики» ивановского краеведа А.В. Яблокова встретил любопытное. Археологи прошлого века Уваров А.С., Тихонравов К.Н., Нефедов Ф.Д. и другие в своих работах отмечали необычность названий древнерусских могильников на исторической мерянской территории (ИМТ) и их своеобразие для каждой местности.
К.Н.Тихонравов в заметке, представленной на I археологический съезд 1869 г., отмечал, что до приезда в 1851 г. Алексея Сергеевича Уварова, начавшего на территориях Ярославской и Владимирской губерний огромные по масштабам раскопки, курганы известны были в народе под названиями: «паны», «панки», «пановы могилы», «кочи», «бугры»
...
Читать дальше »
|
Часть 1. Андрей
Расскажи о себе - немного биографии, а то я о тебе вообще ничего не знаю, как и многие другие. Где родился, кем вырос, как учился?
Привет! Родился я в Костроме, в детстве жил в Александрове и Москве, учился в советской школе, рисовал стенгазеты к 7 ноября и 9 мая, стоял в очереди в Мавзолей, наблюдал кортежи Брежнева, когда ходил в кинотеатр Пионер на Кутузовском, лазил с пацанами по задворкам иностранных посольств там же на Дорогомиловской заставе, фарцевал модельками и жвачками, что видимо и повлияло на мое критическое отношение к официозу.
Летом как все дети ездил в деревню к бабушкам и дедушкам в Мещёру, Владимирскую и Костромскую области
...
Читать дальше »
|
Языческие боги, в частности Велес, не частые гости на страницах древнерусских документов. По большей части он упоминается в землях Киева и Новгорода и Ростов Великий единственное место в мерянском Залесье, где он засвидетельствован. В житии Авраамия Ростовского сказано: «Чудский (мерянский) конец (Ростова) поклонялся идолу каменну, Велесу». В ходе своей проповеднической деятельности Авраамий «борется с Велесом» и в конце уничтожает его «идол каменный», что находит свое отражение в иконографии святого.
Авраамий Ростовский — святой преподобный Русской церкви, подвизавшийся в Ростове Великом. Известен он тем, что родил
...
Читать дальше »
|
Посмотрел на ТНТ сериал «Территория» основанный на финно-угорской мифологии Пермской тайги – Пармы, он показался мне очень приличным. В 2012 году ездил в Пермь на фестиваль «КАМВА», видел перформансы лосе-головых шаманов, слушал марийские песни и этно-транс пермских электронщиков, пил удмуртскую кумышку и медитировал на «Гляденовском костище», священном городище пермских финнов, где в XVI веке святой Трифон Вятский срубил священную ель и из под ее корней брызнул святой источник. Пермские пейзажи и люди мне столь понравились, что все эти годы я мечтал туда снова попасть.
Мечтал, мечтал, пока не посмотрел «Территорию». Российские киношники очень долго избегали отечественного фольклора, всегда
...
Читать дальше »
|
Эта заметка - продолжение темы «Трёхлетней войны» 1467 - 1469 гг. Как уже было сказано, в ходе этой кампании восточные костромские меря были потеснены. Вновь, ещё более, в 1530-х - 1540-х годах. И окончательно взяты под контроль - только после падения Казани в 1552 году и учреждения в 1565 году на финно-угорских землях Северо-Востока Московского царства Опричнины, закрепившей полное покорение исторических мерянских земель.
Для того чтобы правильно понять действительную сущность Опричнины, необходимо отметить традиционное представление о ней. Прежде всего, это касается представления о том, что опричнина разделила («рассекла») Моско
...
Читать дальше »
|
Заметка посвящена нестыковкам официальной версии истории Трёхлетней войны Москвы с Казанью в 1467 - 1469 гг. и их разгадке, по признании значимости мерянского этно-фактора в политике ХV века.
Основная загадка это военной кампании заключается в том, каким образом татары так легко и не единожды за эту войну доходили до Галича Мерьского и почти до Костромы. И это при том, что основные удары В.К.Московского шли прямо вдоль Волги на Казань. А фланги, как нас когда-то учили, были прикрыты якобы лояльным Москве населением: с одной стороны - вроде как крещёными марийцами по Ветлуге, а с другой - якобы вассальными Москве эрзянами.
При ближайшем рассмотрении, все эти эпизоды
...
Читать дальше »
|
Про свое путешествие в Республику Марий Эл в рамках Всероссийского этнофутуристического пленэра рассказывает мерянский этнофутурист Валентин Константинов.
«Поездка в Марий Эл оставила самые теплые и яркие впечатления. Начнем по порядку. Со многим в этом путешествии я столкнулся впервые: полет на самолете, поездка в сознательном возрасте в далекие от дома края, выступление на симпозиуме в коллективе этнофутуристов.
Прилетев в Казань, я был окружен бородатыми таксистами, которые уговаривали прокатится на их таксо и заламывали какие-то космические даже для Москвы цены. Благо, меня вырвал из их лап мой друг, казанский краевед Марк Шишкин. Пока мы ехали от аэтопорта до города, он виртуозно провел
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 77 78 » |