28 августа в музейном комплексе "Конный двор" Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника открылась необычная для Подмосковья выставка "Финно-угры в древности и сегодня. Археологические находки и народные костюмы".
На ней представлены редкие памятники Ратьковского финно-угорского мерянского могильника VI-IX веков, открытые археологической экспедицией Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1999 – 2015 годах. Участниками экспедиции были школьники из кружка "Юный археолог", организованного в 1983 году археологом Владимиром Вишн
... Читать дальше »
21 августа в Культурно-выставочном центре Переславского музея-заповедника открылась выставка мерянского художника этно-футуриста Андрея Малышева «Merjamaa. Залесская земля». Выставочный проект проходит в рамках VIII молодежного фестиваля «ПерЕсЕчЕниЕ».
Он посвящен мифологии и истории исторического региона России - «Залесья», называемого в научной литературе «Северо-Восточной Русью», который располагается на древних землях финно-угорского народа – Меря, и призван акту
... Читать дальше »
В трех километрах от деревни Березино Большесельского района находится "Тихонов камень" интересный древний культовый памятник Залесской земли. С древних времен для наших предков камни были своеобразными, священными загадками и символами, объектами для поклонения. Они наделяли огромные валуны силой лечить, предсказывать, вещать, а так же мифологическими легендами, и преданиями. Примеров таких камней по всей Merjamaa можно насчитать сотни. Первый камень который приходит в голову - "Синь-камень" у Плещеева озера. Он по сей день является объектом поклонения, и паломничества. Многие такие камни и места в которых они лежат были христианизированы и стали предметами православного культа. Одним из ярких таких представителей является "Тихонов
... Читать дальше »
Кохма - один из ряда небольших городков Верхневолжья, сохранивших уникальное наследие наших предков: затейливая пропильная резьба с мерянскими орнаментальными мотивами украшает сотни добротных деревянных домов в центре Кохмы и на её окраинах.
Город расположен на реке Уводь, в 10 км к юго-востоку от областного центра Иваново, железнодорожная станция. Город соединён с Ивановом пригородной троллейбусной линией (маршрут № 6).
Название Кохма имеет финно-угорское происхождение — такое же, как Решма, Кинешма, Клязьма, Ухтохма и т. д.
Финно-угорский активист из Удмуртии Pochash Chupin недавно написал в своем блоге на Uralistica: Современным людям хочется заново изобрести язычество. Потому что они чувствуют потребность в ритуалах, религии, но без тотальности. В магии, но без трансцендентности (в магических действиях, но без испытаний; как бы в волшебстве, но без жертвы Исаака). В сообществе, но без откровения. В некоторой склейке, которая обвяжет их друг с другом.
Интерес к мерянской тематике - именно в этой их попытке восстановить
... Читать дальше »
В истории нашей московитской политейи украинский берег не всегда был родным и желанным. От времени Флорентийской унии и до Переяславской Рады украинский берег в Московии виделся одновременно диким казацким краем (казак был почти что разбойник) и источником опасности для московского духа и православия. С XV до XVII вв. московские православные видели в западенцах униатов, людей нетвердых в вере и едва ли не предателей православия. Антизападный строй мысли московского православия был по сути антиукраинским, и это надо хорошо понимать.
Новгород всегда был отчасти пронемецким, Псков тоже, но Киев и Юго-Западная Русь (как тогда говорили) были не пронемецкими, а пропольскими. Митрополит Петр Могила торговался за привилегии с Папским престолом и писал проект унии, а
... Читать дальше »
В Костромской области завершает работу межрегиональная комплексная археологическая и научно-познавательная экспедиция «Загадки острова Вёжи». Уникальный археологический памятник Верхнего Поволжья второй половины XIII века - остров Вёжи расположен в Костромской низине, территория которой была затоплена в 1954 году при строительстве Горьковского водохранилища.
По мнению костромских исследователей - краеведов потомки деда Мазая проживали в селе Спас-Вёжи вплоть до его уничтожения и носили весьма примечательную мерянскую фамилию Мазайхины, происходящую от мерянского слова мазай-красивый. Из воспоминаний местных жителей мы узнаём, что все дома стояли, плотно прижавшись друг к другу, так как места на небольшой возвышенности, где стояла деревня, было мало, а
... Читать дальше »
Директор Института общей генетики им. Н.И Вавилова РАН Николай Янковский: «Сейчас мы говорим на языке славянской группы, но означает ли это, что у нас большая часть славянских генов? Не означает! Генетику не изменишь, а язык может меняться. И какая часть генов у нас финская — большая или небольшая — это зависит от того, в каком месте проживают те люди, которые называют себя россиянами. Они все говорят на русском языке, но в некоторых регионах часть финских генов, несомненно, больше, чем часть генов славянских..
Уже который год фомы неверящие не хотят признавать, что вели
... Читать дальше »
В прошлом 33 номере газеты 168 часов редакция рассказала об обретенных в Кинешемском районе Ивановской области камнях, на которых изображены странные символы. Для разгадки их тайны мы связались с ученым из Плеса, археологом, кандидатом исторических наук Павлом Травкиным и продемонстрировали ему фотографии с объекта. Павел Николаевич пришел в неподдельный восторг. Особенно его воодушевил камень со сложным, геометрически выверенным рисунком, заключающим в себе кресты, квадрат и систему кругов.
- Обретение кусочка нашей древней истории – всегда событие неординарное и приятное, - говорит он. - Слишком п
... Читать дальше »
Дорожный знак на трассе М-8 в Переславском районе, указывающий путешественникам дорогу к Никитскому монастырю и мерянскому Синему камню, внезапно поменял облик. Никитский монастырь на указателе, как и прежде значится, а вот упоминание Синего камня аккуратно заклеено. Об этом сообщает местная «Независимая газета. Жизнь в Переславле».
Как удалось выяснить корреспондентам газеты «Независимая газета. Жизнь в Переславле», недавно в местное ГИБДД обратились представители Никитского монастыря и попросили убрать указатель «на языческий памятник», который «не вяжется с п
... Читать дальше »