Сюжет повести Дениса Осокина «Овсянки» разворачивается в Костромской области. Многие упомянутые в произведении географические объекты существуют и в реальном, внетекстовом пространстве. Они вступают в диалог с героями и читателем. Города оживают, желая странникам счастливого пути, не хотят (как Молочаи) выпускать их из своих объятий, заставляют ликовать и плакать. Из простого событийного фона локусы становятся отдельным художественным явлением.
Для того, чтобы точнее представить себе организацию художественного мира «Овсянок», проект «большоемаленькое» ре
... Читать дальше »
Телеграм канал "Залесская земля" в начале этого года опубликовал цитату из "Русской этнографии" Д. К. Зеленина из которой родилась интересная дискуссия о роли свинины в великорусской кухне с участием знатока великорусской истории и кухни Павла Пряникова (канал "Толкователь") и подписчиков. Цитируем, "Залесская земля":
"Из приправ на первом месте стоит соленое свиное сало, излюбленная приправа украинцев и белоруссов; напротив, русские его вовсе не употребляют. Украинцы снимают с убитого к
... Читать дальше »
Нашел потрясающий документальный фильм про свою родину, про погост Пенье Шачебольского стана - село Соболево Сусанинского района Костромской области, где стоит Никольский храм. Все так волшебно соединилось в нём: мой любимый Миклай-юмо, Соболево где похоронены мои крестьянские предки с бог-весть какого века, мой прадед Семен Васильевич Жадов, двоюродный прадед (по жене Семена Васильевича) Александр Александрович Ершов, развеян прах моей бабушки Алевтины Семеновны Жадовой и потрясающие кадры исчезнувшего мира северной деревни. Герой фильма настоятель прихода священник Ратьков Валентин Владимирович. Село окончательно вымерло в 1990ых годах, храм закрыт в 1990 годах, церковн
... Читать дальше »
Во Владимирской области, под Суздалем, найден уникальный клад I тысячелетия нашей эры с женскими ювелирными украшениями, который должен помочь учёным лучше понять детали освоения Ополья древним финно-угорским племенем «меря»
Институт археологии РАН сообщает об уникальной находке, сделанной во Владимирской области в полевом сезоне 2021 года на территории Суздальского Ополья. Речь идет о редком кладе поволжско-финнских украшений середины I тысячелетия нашей эры — эпохи Великого переселения народов. Ранее под Суздалем подобные предметы никогда не встречались.
«Его находка – редкая удача, но не случайность: во время
... Читать дальше »
Черты исчезнувшего мерянского языка в речи современных кацкарей. Однажды в одной из деревень Кацкого стана, на Владышине, от 82-летней Марии Дмитриевны Смирновой было записано такое предание:
—Сама не помню, но мама рассказывала. Жили люди на Кадке. Жили в землянках Ловили рыбу, разводили скотину—тем и питались. И народ от какой-от чудной был, по-русски не говорил. И не цыгане...
Вот такая легенда — невелика, да затейлива. С тех пор она нам не давала покоя: что же за народ такой жил в наших краях — «и не русские, и не цыгане»? К тому же и среди прочих старо
... Читать дальше »
В своем путешествии по Карте Европейской России от ГГЦ 1:25000 в Воскресенском сельском поселении Любимского района Ярославской области я наткнулся на урочище Ряпалово. Сразу обратил внимание на окончание –палово похожее на характерный, по Матвееву, мерянский топоформант пал/бало и оказалось не зря.
Топооснову ряп-, по-видимому, можно связать с корнем реб-, реп-, репан- который Матвеев связывает саамской (чудской) и прибалтийско-финской лексемой «лиса»: саамс. южн. riepie, саамс.сев. rieban, ливск. rebbi, эст. rebane, ижор. repoi, карел. repo, фин. repo.
Возможно, что в мерянских диалектах тоже присутствовала такая форма названия лисы связанная с ассимиляцией чудских популяций Северного Поволжья. Также возможно мы имеем дело с антропотопонимом от имени Ря(а)п(а). По
... Читать дальше »
Этнополитическая ситуация в Верхневолжском и Волго-Вятском регионах
в конце XV века. (Кликнуть для увеличения).
В этом материале кохомского историка Василия Малышева пойдет речь об этнополитической ситуации в Верхневолжском и Волго-Вятском регионах в конце XV века. Военном и этно-культурном давлении В.К. Московского на соседей, постмерянские субэтносы того времени и об появлении "тайного" офенского языка, являвшегося совоеобразным культурным ответом представителей верхневолжской русско-мерянской культуры на гегемонию Москвы.
На набережной в Рыбинске установят мерянскую подвеску, об этом в своем эксклюзивном материале рассказывает Рыбинский дневник: Глядя на огромную зооморфную композицию даже далёкие от археологии и краеведения люди проникнутся интересом к археологическому наследию Рыбинска. Так считает Алексей Алексашин, идейный вдохновитель проекта. С его подачи в течение трёх-четырёх месяцев на Волжской набережной появится 4,5-метровая металлическая композиция, изображающая стилизованную угро-финскую (мерянскую прим. Merjamaa) подвеску — один из артефактов, найденных Рыбинской археологической экспедици
... Читать дальше »
Терем расположен в местности, которая называется Пустыня – по находившемуся здесь монастырю. Пустыня – это круг из 38 деревень, разросшихся из монастырской слободы. Круг ограничен со всех сторон лесом. Его ядро – бывшие монастырские деревни, ставшие в 1764 году государственными. Крестьяне в них жили свободнее и потому богаче помещичьих. Они уходили на заработки в Петербург, где слыли прекрасными строителями. Из лучшего по сравнению с соседями положения выросла гордость за «нашу Пустыню», которая для любого стороннего человека была настоящим медвежьим углом. В том числе из-за этой гордости Сазонов построил Терем.
Даже сейчас, когда Пустыня полностью вымерла, про нее говорят:
- Сильное место.
- В каком смысле сильное? <
... Читать дальше »