В Костроме вышел в свет краеведческий учебник по истории Костромского края. Отрадно, что составители не забыли про роль финно-угров мери в истории Костромской земли. Хоть и с классическими советскими приписками про "массовую колонизацию" и "массовое растворение" после ордынского завоевания Залесья. Что же, необходимо и дальше активно работать по развенчанию этой сталинской исторической мифологии.
Кстати, инициатором разработки учебника по краеведению выступил губернатор Костромской области Сергей Ситников.
Костромские патриоты идею губернатора поддержали, отметив ее актуальность и востребованность: последний учебник по истории Костромской области, например, был выпущен еще в середине (!) прошлого столетия. И давно устарел.
Долгое время исследователи рассматривали летописную белозерскую весь как предка современных вепсов: этому обстоятельству в немалой степени способствовали схожесть их этнонимов, территориальная близость и некоторые общие элементы культуры1. И только в последние десятилетия усилиями археологов была воссоздана реальная историческая география расселения веси и прослежен процесс ее этногенеза, оказавшийся довольно сложным и иным, чем у вепсов: в нем, наряду с балтами, приняли участие поволжские финны2.
Выявлен также был компонент, связанный с неволинской, ломоватовской и ванвиздинской археологическими культурами Приуралья. Появление приуральских переселенцев можно объяснить сложной обстановкой, сложившейся на рубеже VIII − IX вв. в среднем Приуралье, особенно в
... Читать дальше »
Прошедший в 2016 году 180-летний юбилей находки Галичского клада, случайно открытого крестьянами помещицы Н. И. Челеевой ранней весной 1836 г. на берегу р. Лыкшанка, впадающей в древнее Галичское озеро, заставляет обратить внимание на керамический аспект изучения указанного памятника эпохи бронзы.
Главной загадкой «шаманской ризницы» (рис. 1), состоявшей из предметов, имеющих аналогии среди инвентаря сейминско-турбинских некрополей2 (О. Н. Бадер считал, что язык населения, оставившего Сейминский могильник, был финно-угорским. Е. Н. Черных и С. В. Кузьминых отрицают индоевропейскую языковую принадлежность сейминско-турбинского населения. А. Х. Халиков полагает, что носители сейминско-турбинской культурной традиции были прототюрками или тунгусо-маньчжур
... Читать дальше »
Для начала немного размышлений о данном исследовании. Оно - подтверждение нашей собственной этнофутуристической «интуиции». В истории есть периоды, когда в населении той или иной земли что-то радикально меняется. И происходит это только через геноцид, массовое «выдавливание» автохтонного населения пришлым.
Но в северной Евразии это происходило не часто. В большинство случаев «мох», который представляют из себя все эти субстратные племенные гены никуда не девается. Он жив в современном населении любой североевропейской страны.
Мы можем видеть это наблюдая население сельской местности в великорусских областях России, её национальных республиках, в Украине, Беларуси, Польше, Прибалтик
... Читать дальше »
В середине октября (2013 год) в Костроме открылся бар под названием «Ноги». В ближайшее время в городе откроется еще шесть новых питейных заведений. И все они будут востребованы, потому что, по словам местных, «совсем некуда ходить в Костроме». (В городе два десятка ресторанов и четыре с лишним десятка кафе-баров).
А напротив, за Волгой, живет маляр, часовщик и художник Геннадий Николаевич. В 68-м он въехал в Прагу на танке и был ранен из СВГ. А лечил его врач-немец. Геннадий не ходит по барам, а кормится при Ильинской церкви, что на Городище. В начале нулевых даже ездил в Москву на разборки, когда рядом с храмом какие-то дельцы собрались строить павильон игровых автоматов. Недавно закончил белить церковную ограду. За ней — спуск к р
... Читать дальше »
Андрей Павличенков хозяин терема-музея в Асташово: Солдат вернувшихся с войны сейчас реабилитируют психологи. Людей, побывавших в катастрофах реабилитируют психологи. Когда взрывают авиалайнер, в аэропорту со встречающими работают психологи. А тут вся страна побывала в катастрофе. Для таких случаев по моему ничего не придумано...
Миша Васильев, историк-краевед, который работает над музеем в Асташово вернулся из поездки к жгонам в Нейский район. Он побывал в селе с старинным мерянским названием Кужбал, которое переводится на русский как "Еловое место" / "Еловая деревня".
Кужбал - село Нейского района Костромской области, входит в состав Кужбальское сельское поселение. Находится в 23-х километрах на северо-во
... Читать дальше »
Тенденция к поиску новой этнокультурной идентичности в России под влиянием идей «Финно-угорского мира» зарождается на наших глазах в регионе исторического расселения древних финно-угорских народностей и их интенсивного взаимодействия со славянами в период Средневековья (прежде всего, на территориях современных Московской, Тверской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской областей, которые географически относятся к верхневолжскому бассейну).
Среди отдельных образованных представителей русского населения этого региона, преимущественно совпадающего с территорией исторической области Залесья в Волго-Окском междуречье, а также тех, кто себя с этим регионом каким-либо образом связывает, формируется мнение, что современное население данных областе
... Читать дальше »
12 июля исполняющий обязанности главы Заволжского района Дмитрий Петров провёл встречу с руководителями химических предприятий на территории промышленной площадки химзавода, сообщается на сайте администрации муниципального образования.
Вначале он рассказал немного о себе. Новый руководитель района - ленинградец с костромскими корнями, состоит в Казачьей партии России, намерен вместе с семьей перебраться в Заволжск.
Далее Денис Петров обозначил проблемы, которые необходимо решать в первую очередь: навести порядок в сфере ЖКХ, выстроить нормальное взаимодействие с поселениями. Также он считает нужным обратить внимание на работу арендаторов-лесозаготовителей, привлекать инвесторов, развивать дорожную сеть, продвигать имеющиеся ку
... Читать дальше »
Одним из ярких явлений в средневековом обществе поволжских финнов были женщины-«литейщицы». «Литейщицы» – такое название ученые-археологи дали женщинам, в захоронениях которых были обнаружены вещи, традиционно связанные с литейным производством: льячки, литейные формы, кусочки металла. Судя по их богатым захоронениям, эти женщины имели особое положение в обществе. Ремесло не было единственной сферой из деятельности. Найденные обереги в виде костей и зубов животных, кресала и другие амулеты свидетельствуют об их магической силе, направленной на сохранение рода. Их почитали, их боялись! Сохранились ли сегодня следы этого феномена древней финно-угорской культуры?
Мнение о мере как финноязычном населении Верхнего Поволжья, корни происхождения и культуры которого связаны с другими финно-угорскими народами Поволжья, в науке настолько прочно утвердилось, что стало аксиомой. Другая точка зрения, согласно которой происхождение мери связано с появлением в Волго-окском междуречье «славян» в середине I тыс. н. э., была выдвинута В. В. Седовым в ряде работ (Седов, 1994. С. 67; 1995. С. 223, 224;1999а. С. 97–100) и в окончательном виде изложена в разделах двух монографий (Седов, 199б. 145–158; 2002. С. 388–397).
В этногенических построениях В. В. Седова история мери – лишь локальный эпизод реконструируемой общей картины изменений, происходивших в лесной полосе Восточно-европейской равнины вследств
... Читать дальше »