Андрей Павличенков хозяин терема-музея в Асташово: Солдат вернувшихся с войны сейчас реабилитируют психологи. Людей, побывавших в катастрофах реабилитируют психологи. Когда взрывают авиалайнер, в аэропорту со встречающими работают психологи. А тут вся страна побывала в катастрофе. Для таких случаев по моему ничего не придумано...
Миша Васильев, историк-краевед, который работает над музеем в Асташово вернулся из поездки к жгонам в Нейский район. Он побывал в селе с старинным мерянским названием Кужбал, которое переводится на русский как "Еловое место" / "Еловая деревня".
Кужбал - село Нейского района Костромской области, входит в состав Кужбальское сельское поселение. Находится в 23-х километрах на северо-во
... Читать дальше »
Тенденция к поиску новой этнокультурной идентичности в России под влиянием идей «Финно-угорского мира» зарождается на наших глазах в регионе исторического расселения древних финно-угорских народностей и их интенсивного взаимодействия со славянами в период Средневековья (прежде всего, на территориях современных Московской, Тверской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской областей, которые географически относятся к верхневолжскому бассейну).
Среди отдельных образованных представителей русского населения этого региона, преимущественно совпадающего с территорией исторической области Залесья в Волго-Окском междуречье, а также тех, кто себя с этим регионом каким-либо образом связывает, формируется мнение, что современное население данных областе
... Читать дальше »
12 июля исполняющий обязанности главы Заволжского района Дмитрий Петров провёл встречу с руководителями химических предприятий на территории промышленной площадки химзавода, сообщается на сайте администрации муниципального образования.
Вначале он рассказал немного о себе. Новый руководитель района - ленинградец с костромскими корнями, состоит в Казачьей партии России, намерен вместе с семьей перебраться в Заволжск.
Далее Денис Петров обозначил проблемы, которые необходимо решать в первую очередь: навести порядок в сфере ЖКХ, выстроить нормальное взаимодействие с поселениями. Также он считает нужным обратить внимание на работу арендаторов-лесозаготовителей, привлекать инвесторов, развивать дорожную сеть, продвигать имеющиеся ку
... Читать дальше »
Одним из ярких явлений в средневековом обществе поволжских финнов были женщины-«литейщицы». «Литейщицы» – такое название ученые-археологи дали женщинам, в захоронениях которых были обнаружены вещи, традиционно связанные с литейным производством: льячки, литейные формы, кусочки металла. Судя по их богатым захоронениям, эти женщины имели особое положение в обществе. Ремесло не было единственной сферой из деятельности. Найденные обереги в виде костей и зубов животных, кресала и другие амулеты свидетельствуют об их магической силе, направленной на сохранение рода. Их почитали, их боялись! Сохранились ли сегодня следы этого феномена древней финно-угорской культуры?
Мнение о мере как финноязычном населении Верхнего Поволжья, корни происхождения и культуры которого связаны с другими финно-угорскими народами Поволжья, в науке настолько прочно утвердилось, что стало аксиомой. Другая точка зрения, согласно которой происхождение мери связано с появлением в Волго-окском междуречье «славян» в середине I тыс. н. э., была выдвинута В. В. Седовым в ряде работ (Седов, 1994. С. 67; 1995. С. 223, 224;1999а. С. 97–100) и в окончательном виде изложена в разделах двух монографий (Седов, 199б. 145–158; 2002. С. 388–397).
В этногенических построениях В. В. Седова история мери – лишь локальный эпизод реконструируемой общей картины изменений, происходивших в лесной полосе Восточно-европейской равнины вследств
... Читать дальше »
В ходе археологических раскопок в Патриаршем саду во Владимире ученые обнаружили останки древних владимирцев, захороненных по финно-угорскому обряду с заворачиванием в бересту и кремированных по «древнерусскому обряду».
Раскопки в дальней (южной) части Патриаршего сада столицы Владимирской области, переживающем масштабную реконструкцию, второй год поражают археологов удивительными находками, которые позволяет по-новому взглянуть на средневековую историю города Владимира. Только за пару последних недель раскопки принесли две настоящие сенсации.
В 2016 году археологи на разной глубине в нескольких местах Патриаршего сада неожиданно обнаружили останки жителей Владимира 12-15 века - всего более 80 костяков. Ч
... Читать дальше »
Как оказалосьв "аканье" костромичей повинен первый царь династии Романовых.
Известно, что финно-угорские языки — это окающие языки, и этот окающий акцент сразу выдает любого финно-угра, когда он переходит на русский язык. Оканье создается специфической мелодикой языка, выделяющей ударно звуки «о» (мелодика "причитания"). Когда комики "русские бабки" или персонажи исторических фильмов об истории Северной Руси усиленно окают, тем самым они показывают свое субстратное финно-угорское происхождение. Таким образом, великорусское верхневолжское и северное "оканье" — это исторический акцент мери, муромы, чуди, веси, коми и других финнов, чьи русские
... Читать дальше »
Процесс этногенеза большинства народов носил запутанный и сложный характер. Не является исключением и этногенез русского народа. На огромных просторах современной европейской части России долгое время преобладали финно-угорские племена. Многие из них канули в Лету. Ещё из учебников по истории мы помним такие из них, как меря, чудь, мещера, мурома. Занимая почти полностью Вологодскую, Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Рязанскую, большую часть Тверской области, они не могли просто испариться, не оставив никакого следа в культурном и генетическом наследии населения этих территорий.
Основы формирования древнерусской народности
Финно-угорские народы продолжают численно превалировать наряду с тюрк
... Читать дальше »
На территории лесной зоны Восточной Европы подвески в виде направленных в противоположные стороны зооморфных голов известны уже в начале I тыс. н.э. В землях Предуралья в VII–XI вв. бытуют биконьковые украшения, ставшие своеобразной «визитной карточкой» региона; изделия получают широкое распространение – находки встречаются в Зауралье,
Поволжье и Приладожье, а также на территории Фенноскандии1. В начале II тыс. н.э. меняется не только стиль двуглавых изображений, но и ареал распространения. Так, в XII–XIII вв. находки двуглавых пластинчатых подвесок также встречаются на обширной территории – от Северной Швеции до Предуралья, однако зоной их концентрации являются земли Северной Руси.
Отмечавшееся в 2012 г. 1150-летие Российской государственности обострило исследовательское внимание к проблемам политогенеза в древнерусской истории. Положенное в основу юбилея призвание варягов в 862 г., о достоверности факта которого продолжают спорить, связывается с решением финно-угорских и балто-славянских племен северо-запада нынешней России о прекращении племенных усобиц. Это решение убедительно иллюстрирует действие механизма договора (согласия) между различнымигруппами в условиях кризиса (вста род на род). Впрочем, этот кризис стал началом цепи испытаний на протяжении всего господства Рюриковичей, закончившейся Смутой начала XVII в. И эти испытания преодолевались согласием (компромиссом, договором), в основе которого лежал сговор, заговор и подобное.