Над гладью большого, краями затягивающегося камышом озера уснули летние облака. Их тени, словно левиафаны на старых картах, неторопливо ползут из воды на зеленые холмы дальнего берега. На вершине каждого - игрушечная, не больше спичечной головки, церковка: Никола Озерный, Рождество, Умиление, Никола Лесной и Параскева Пятница. Кружит цапля, качаются чайки и видны, далеко в озере, рыбацкие лодки.
Городок сросся с прибрежной тиной кривью проулков, набитых, как бабушкин сундук, уютной рухлядью: купеческими, с мезонином, домами; одноэтажными, но просторными, рыбацкими избами; ушедшими на два венца в землю амбарами и коптильнями. В лопухах за белым карандашом колокольни начинается тропа к деревянному кресту, врытому в древний вал на вершине Горы. От его подножия видно
... Читать дальше »
Женские украшения, так напоминающие те финские археологические редкости, которые хранятся в фондах музеев Залесского региона, произвели настоящий фурор на недавно завершившемся всероссийском фестивале‑конкурсе «Туристический сувенир», где 59 субъектов Федерации представили 1592 изделия. Ярославцы завоевали награды в нескольких номинациях, причем в этнографической им не было равных.
Елена Троянская в ярославском варианте
– Традиционными мерянскими украшениями X века из собрания нашего музея – коньком с подвесками, шумящими сережками – не устают восхищаться посещающие Ростов туристы. «А что, если этнографические мотивы использовать в современных украшениях?&
... Читать дальше »
Осенью прошлого года во время масштабной поездки по Костромской области мы побывали в удивительном месте, атмосферой которого прониклись сразу же по приезду. Село Унжа или, как называли его в прошлом, Старый Город — это одно из древнейших поселений в мерянском Северном Заволжье, история которого уходит в глубину веков. Первое письменное упоминание о нём встречается в 1219 году, что по научному значению ставит Унжу в один ряд с такими городами, как Кострома и Галич, а по древности выдвигает в число наиболее ранних древнерусских населённых пунктов Костромской земли. О средневековом прошлом Унжи в наше время напоминает городище с военно-инженерным земляным сооружением XV века, а о более поздних столетиях, XVIII - XIX вв., рассказывают три старинных церкви и ряд исторической застройки села.
Но нет, это не враги, - свои. А еще теперь это называется современным актуальным искусством. В проекте "Родина" Данила Ткаченко, его еще называют новой звездой российской фотографии, очищался от ностальгии по старым вещам, которые его притягивали... огнем. Слово "автору":
— Сжигание хлама расставило некие точки внутри меня. Вот ты попадаешь в деревню, в которой жили люди, видишь их вещи — письма, фотографии, кучи журналов и газет, и вся эта трухляшечка начинает тебя захватывать, очаровывать. Можно засесть на чердаке и сидеть там сутками. Я провел много времени в этих домах. Там нет электричества, но есть нормальная постель и печь. И вот ты там сидишь, копаешься целыми днями и погружаешься в некое замутненное состояние. Такую тарков
... Читать дальше »
25 ноября в Москве прошел пятый Общероссийский гражданский форум (ОГФ), посвященный в нынешнем году теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Эксперты ОГФ обсуждали перспективы развития страны в ближайшие 5—15 лет. Одной из самых интересных дискуссий стал разговор между Алексеем Кудриным и мэром Москвы Сергеем Собяниным на тему «Будущее экономики страны: роль агломераций». На волне поднявшегося в сети шума редакция Merjamaa так же решила порассуждать о будущем экономики ЦФО, агломерациях и наших старинных верхневолжских городах:
Помню, когда мне в руки впервые попала книга Бжезинского "План игры" (в 1987, по моему, году) , впечатлен я был ею до крайности. Увидеть мир под другим углом - это всегда означает сделать его еще больше и интереснее. Борьба сверхдержав показалась какою-то эффектною и важною игрою, наблюдать за которой - прямо-таки удовольствие тютчевского Цицерона. Что ж сейчас? Разговоры о геополитике, мысли о ней и даже занятие ею кажутся уделом, достойным бессмысленных и пустых маргиналов - то ли людей, то ли вовсе ботов. Игра в пустые карты.
Вот только в таком виде как в кусочке "Страшного Суда" из хрестоматийной росписи ростовской церкви Спаса на Сенях она и остается пока что любопытной.
Митрополит Иона достроил ее в 1675 г. Казнен Разин двин
... Читать дальше »
В Костромской музей деревянного зодчества «Костромская слобода» пришла беда. Памятники деревянного зодчества, которые в течение почти полувека музейные сотрудники и реставраторы прежних лет со многими трудами свозили в Кострому и здесь восстанавливали, гибнут – на глазах руководства и сотрудников Музея деревянного зодчества «Костромская слобода», руководства департамента культуры и многочисленных его чиновников, чиновников разного ранга в Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области и её подразделений и посетителей музея – костромичей.
И уже есть погибшие – к памятникам, которых музей лишился в прошлые десятилетия – древняя церковь Преображения погоста Спас-Вёжи Костромского района, водяная мельница из деревни Нюрю
... Читать дальше »
Две ложки. Одна найдена на чердаке заброшенного дома в Костромской области, другая куплена в музее Хохломы. О музее пару слов после, а пока о ложках. Обе изготовлены в городе Семенов или его окрестностях с интервалом лет 70-80. До революции Семенов снабжал деревянной посудой страну: в предвоенном 1913 году там были изготовлены умопомрачительные 170 миллионов ложек, изрядное количество которых было расписано под Хохлому - красным и черным по золотому фону. Кстати, сейчас почему-то считается, что хохломская роспись - это тип узора, цветочно-ягодный мотив. А исторически Хохлома - это умение создавать эффект "позолоты" по дереву путем обжига в печи изделия, покрытого специальным составом на основе масла и оловянного порошка.
Так вот, о ложечках. Я их не зря рядом положил, а для ср
... Читать дальше »
Константин Сергеев, руководитель "Нерехтского рожечного хора": Дорогие друзья! Хотим представить вашему вниманию короткометражный фильм нашего коллектива, который был презентован на фестивале "Русский рожок"!
Он снят не для того, что бы показать какие-то свои возможности и достижения в своем творчестве, он имеет более важную задачу. Его цель достигнута, если затронуты душевные струны, если вы увидели в этом сюжете проблему великорусской деревенской культуры, умирающей и задыхающейся в современном течении времени, если в вашей душе появилось чувство сопереживания и сожаления от увиденного сюжета.
Мы, хотели показать что мы, костромичи, владимирцы, ярославцы, теряем, удивительно необыкновенную, пожалуй, е
... Читать дальше »
В своем необычном проекте фотограф Екатерина Соловьева снимает улицы Урицкого в разных городах страны. Топонимы в честь этого человека можно найти от Калининграда до Владивостока, но вряд ли многие помнят, кем же он был и что сделал…
Моисей Соломонович Урицкий вступил в РСДРП еще в XIX веке, его биография — это аресты, ссылки, революция 1905-го, работа в эмигрантских изданиях. В 17-ом Урицкий был членом Военно-революционного комитета, затем — комиссаром по делам Учредительного собрания и одним из инициаторов его разгона. Чуть позже он стал и первым главой Петроградской ЧК.
Ряд авторов (особенно эмигранты) рисуют его вдохновенным палачом революции, но есть и другое мнение. Похоже, именно первый чекист Петрогр
... Читать дальше »