В географической терминологии северных русских говоров по р. Унже мерянская и финно-угорская лексика составляет разнообразную группу слов. Ее изучение, в частности выяснение происхождения, географического распространения и отражения в топонимии, представляет значительный интерес, так как позволяет установить особенности формирования географической терминологии в местных говорах. В заметке использованы лексические и топонимические материалы Севернорусской топонимической экспедиции, работавшей в 1975—1977 гг. на территории Кологривского, Межевского и Нейского районов Костромской области. К мерянской географической терминологии отнесены также слова с неустановленной этимологией, которые не объясняются на славянской почве и по фонетическим приметам и географии могут рассматриваться как финно-угорс
...
Читать дальше »
|
Древние женские головные уборы отличаются особенным великолепием и красивостию. Большая часть из них служат лучшим свидетельством изящнаго вкуса наших предков. Напрасно захотим сравнивать с ними нынешния шляпки, тюрбаны, чепцы! – Русские кокошники, повязки остаются и останутся прекрасными для глаз всякаго, между тем, как первыя меняются чрез самое короткое время: довольно, иногда, нескольких месяцев, часто нескольких дней, чтоб самый модный убор показался смешным и странным.
Жители стариннаго Галича сохраняют постояннее других городов древния свои убранства; между прочим доселе ведется обычай венчать девушек в жемчужной повязке, похожей на корону, которая и называется венцом. Повязка сия принадлежит богатому купцу Зиновьеву, и он с охотою ссужает ею всех не
...
Читать дальше »
|
В ряде мест Чудского Севера до наших дней сохранились памятники народной архитектуры — крестьянские постройки, дворянские усадьбы, церкви и часовни. Сегодня речь пойдёт об архитектурных особенностях северного жилища — крестьянской усадьбе, представляющей из себя деревянный дом-двор, где жилая часть объединялась под одной крышей с хозяйственным двором. В своих отчётах о путешествиях Денис Спирин уже нередко освещал подобные жилища с описанием их архитектурных и бытовых особенностей. Этот рассказ будет посвящён внешнему и внутреннему обзору в большей степени жилой части крестьянских изб южной части Вологодского края.
Где-то в 700 км от центра Московии, между рек и речушек Малой Турицы, Талицы, Нутренкой и Дресвянкой, среди дремучих лесов затерялась дере
...
Читать дальше »
|
Одно время стали было забывать о прекраснейшем из отдаленных уголков Кологривской земли - Княжой Пустыни. А ведь в далеком прошлом сюда стекались богомольцы со всего костромского Заволжья. Сейчас вновь растет интерес к этой уникальной историко-культурной и природной территории.
Чтобы попасть в ныне брошенное село Пустынь, надо пройти 7 километров от поселка Советский. На картах к нему ведет дорога от Воймаса, но на деле это разбитая лесовозная дорога затерянная в тайге, так что проще проехать через Георгиевское и Николу.
Река Княжая
В прошлом эти огромные г
...
Читать дальше »
|
В 1895 г. Моск. Археолог. Общество воспользовалось предложением своего сочлена Ф. Д. Нефедова для произведения раскопок курганов в Костромской губ. Эти раскопки были продолжены Ф. Д. Нефедовым летом 1896 г., отчасти на средства Общества, отчасти на свои собственныя, причем он принес в дар Обществу все добытыя им из могил древности, а равно представил подробные журналы своих раскопок, напечатанные в настоящем томе. Произведенныя раскопки однако настолько интересны, сопровождались находками столь многих любопытных древностей, что невольно наводят на мысль обобщить полученные результаты и в особенности остановиться на некоторых категориях найденных предметов, обращающих на себя особое внимание в смысли характеристики культуры данной эпохи.
Труды Ф. Д. Нефедова выраз
...
Читать дальше »
|
Книг по тематике культовых камней выходит немного, а толковых книг, ещё меньше, эта ситуация мало изменяется с годами, и любое новое издание становится событием. Рассматриваемая книга А. Кузнецова была издана осенью 2016 года издательством «Лисья гора» в Вологде-Тотьме и на общем фоне тематической литературы последних лет резко выделяется в плюс.
К сожалению, я не знаком с предыдущими работами данного автора, но прочтение этой книги подвигло на написание небольшого отзыва, т.к. на мой субъективный взгляд, оно того стоит и может оказаться полезным для читателей.
Первое, что положительно отличает книгу «Почитаемые камни на Вологодчине», это информативность и выверенность подачи данных. Объем книги невелик
...
Читать дальше »
|
Мерянский (др. рус. мер(ь)скый) язык считается одним из мертвых финно-угорских языков. В период своего наибольшего распространения он занимал территорию современных центральных областей европейской части России - Ярославской, Костромской, Ивановской, частично Тверской, Московской, Владимирской и земли смежных с ними районов Вологодской, Кировской и Нижегородской областей.
Предметом нашего исследования являются языковые данные, собранные лингвистами на основной мерянской этнической территории.
Также нам интересны существовавшие за её пределами островки, где могли проживать носители мерянского языка, и та часть мери, которая по преданию переселилась к родственным марийцам или мордве, избегая христианизации.
...
Читать дальше »
|
Николай Андреевич Папулин являлся одним из самых богатых людей Костромского края, владельцем маслобойного завода и полотняной фабрики. Ему принадлежала огромнейшая коллекция древних икон, книг и рукописей, им была написана «Летопись города Судиславля», которая бесследно исчезла в 1960-е годы. Все эти ценности хранились в его богадельне, которая являлась тайной моленной костромских староверов. С именем купца также связан ряд таинственных историй, о которых и сегодня шепотом рассказывают в Судиславле.
Николай Андреевич Папулин родился в 1779 году в городе Судиславле в купеческой семье старообрядцев федосеевского согласия. С ранних лет Николай занимался грибным промыслом: собирал, сушил, солил грибы, а затем продавал их. Благо, слава о судиславском грибе
...
Читать дальше »
|
Социальный антрополог Валентина Чеснокова (известная в самиздате как Ксения Касьянова) ещё в 1970-е в одной из своих работ сформулировала, что такое «русский характер» — он присущ эпилептоиду. Для эпилептоида в спокойной обстановке характерны индивидуализм, апатизм и упрямство, при длительном раздражении — буйство. С таким свойством характера русские хорошо уживаются только с финно-уграми и литовцами, почти не уживаются — с кавказцами, а евреи и армяне смягчают «русский характер».
Валентина Чеснокова с конца 1960-х работала вместе с социологом Татьяной Заславской в Новосибирском Институте экономики и организации промышленного производства СО АН, с середины 1970-х — в московском НИИ культуры. Она первой в СССР сформу
...
Читать дальше »
|
Merjamaa представляет своим читателям интервью портала "Россия 4D" с петербуржцем Вячеславом Мизиным, исследователем культовых камней Ингерманландии и Севера, автором нескольких книг, фильмов и фотовыставок.
— В своих исследованиях Вы часто употребляете термин «культовые камни». С недавних пор, с лёгкой руки одного из наших авторов, у нас в редакции прижился термин «историко-культурные камни». Насколько, на Ваш взгляд, оправдана такая замена или обобщение?
— Это не столько замена, сколько параллельные понятия. На самом деле понятие «культовый камень» достаточно условное, поскольку со многими называемыми так камня
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 20 21 22 23 24 ... 77 78 » |