Книг по тематике культовых камней выходит немного, а толковых книг, ещё меньше, эта ситуация мало изменяется с годами, и любое новое издание становится событием. Рассматриваемая книга А. Кузнецова была издана осенью 2016 года издательством «Лисья гора» в Вологде-Тотьме и на общем фоне тематической литературы последних лет резко выделяется в плюс.
К сожалению, я не знаком с предыдущими работами данного автора, но прочтение этой книги подвигло на написание небольшого отзыва, т.к. на мой субъективный взгляд, оно того стоит и может оказаться полезным для читателей.
Первое, что положительно отличает книгу «Почитаемые камни на Вологодчине», это информативность и выверенность подачи данных. Объем книги невелик
...
Читать дальше »
|
Мерянский (др. рус. мер(ь)скый) язык считается одним из мертвых финно-угорских языков. В период своего наибольшего распространения он занимал территорию современных центральных областей европейской части России - Ярославской, Костромской, Ивановской, частично Тверской, Московской, Владимирской и земли смежных с ними районов Вологодской, Кировской и Нижегородской областей.
Предметом нашего исследования являются языковые данные, собранные лингвистами на основной мерянской этнической территории.
Также нам интересны существовавшие за её пределами островки, где могли проживать носители мерянского языка, и та часть мери, которая по преданию переселилась к родственным марийцам или мордве, избегая христианизации.
...
Читать дальше »
|
Николай Андреевич Папулин являлся одним из самых богатых людей Костромского края, владельцем маслобойного завода и полотняной фабрики. Ему принадлежала огромнейшая коллекция древних икон, книг и рукописей, им была написана «Летопись города Судиславля», которая бесследно исчезла в 1960-е годы. Все эти ценности хранились в его богадельне, которая являлась тайной моленной костромских староверов. С именем купца также связан ряд таинственных историй, о которых и сегодня шепотом рассказывают в Судиславле.
Николай Андреевич Папулин родился в 1779 году в городе Судиславле в купеческой семье старообрядцев федосеевского согласия. С ранних лет Николай занимался грибным промыслом: собирал, сушил, солил грибы, а затем продавал их. Благо, слава о судиславском грибе
...
Читать дальше »
|
Социальный антрополог Валентина Чеснокова (известная в самиздате как Ксения Касьянова) ещё в 1970-е в одной из своих работ сформулировала, что такое «русский характер» — он присущ эпилептоиду. Для эпилептоида в спокойной обстановке характерны индивидуализм, апатизм и упрямство, при длительном раздражении — буйство. С таким свойством характера русские хорошо уживаются только с финно-уграми и литовцами, почти не уживаются — с кавказцами, а евреи и армяне смягчают «русский характер».
Валентина Чеснокова с конца 1960-х работала вместе с социологом Татьяной Заславской в Новосибирском Институте экономики и организации промышленного производства СО АН, с середины 1970-х — в московском НИИ культуры. Она первой в СССР сформу
...
Читать дальше »
|
Merjamaa представляет своим читателям интервью портала "Россия 4D" с петербуржцем Вячеславом Мизиным, исследователем культовых камней Ингерманландии и Севера, автором нескольких книг, фильмов и фотовыставок.
— В своих исследованиях Вы часто употребляете термин «культовые камни». С недавних пор, с лёгкой руки одного из наших авторов, у нас в редакции прижился термин «историко-культурные камни». Насколько, на Ваш взгляд, оправдана такая замена или обобщение?
— Это не столько замена, сколько параллельные понятия. На самом деле понятие «культовый камень» достаточно условное, поскольку со многими называемыми так камня
...
Читать дальше »
|
27 января во Дворце князя Олега Рязанского кремля начала работу археологическая выставка, знакомящая зрителей с финно-угорской культурой рязано-окских могильников. В эпоху раннего средневековья, в II-VII веках нашей эры, на территории Рязанского Поочья жили финно-угры. Сегодня материальное наследие народности считается одной из ярчайших страниц в истории региона и одним из самых ярких явлений в финской археологии лесной зоны России в целом.
Благо материала для изучения финно-угры оставили предостаточно — на нынешний день учёные знакомы с сорока погребальными памятниками рязано-окского типа, в которых изучено более трёх тысяч погребений. Территория исследуется с конца XIX века и постоянно являет миру все новые шедевры ушедшей эпохи.
...
Читать дальше »
|
Рассказ в сегодня пойдёт о далёком, расположенном на северной окраине Костромской земли, селе Судай и его пригороде. Судай — одно из древнейших поселений этого края, сформировавшееся на основе древней крепости, а затем города. Историческая застройка села в наши дни представлена одно-двухэтажными домами конца XIX - начала XX вв., с мезонинами-светёлками, с богатой пропильной и накладной резьбой в убранстве фасадов. В пригороде Судая мы посетим незаслуженно обделённую у редких туристов деревню Буболино, где сохранились уникальные дома зажиточных крестьян — типичные представители жилища, характерного для мерянского Севера. И последним побываем в урочище Воскресенье-Глазуново, с находящимся там одиноким интересным храмом.
Перед тем как попасть в Судай, в
...
Читать дальше »
|
Маленький Данилов на севере Ярославской области не спивается и не вымирает. Он играет в хоккей. Четыре взрослые, две детские команды и собственный хоккейный чемпионат. Для российского города с населением 15 тысяч человек это, мягко говоря, необычно. Двухэтажные купеческие дома XIX века, белые каменные торговые ряды, белый же компактный храм с колокольней. И много пушистого снега повсюду — реагенты тут не используют. С наступлением темноты на улицах исчезают люди и машины, только фонари яркими светодиодами освещают пустые заснеженные улицы. Данилов лег спать пораньше, чтобы на утро проснуться бодрым к своему главному событию.
«Автобилист сильнее всех! Дави Медведя!
Автобилист лучший, Медведь худший!
Автобилист сильней, Медведь слабей!&ra
...
Читать дальше »
|
Костромской писатель Игорь Дедков с 1950-х по 1990-е вёл дневник жизненных наблюдений. Отдельные его впечатления — о дефиците еды в своём городе. Дедков показывает, как постепенно, начиная с 1970-х, российская провинция нищает, люди не могут купить себе даже молока, мясо пропадает вовсе. Глубинку накрывает мрак безысходности.
Игорь Александрович Дедков родился в 1934 году, в Кривичской земле, в Смоленске. Окончил в 1957 году факультет журналистики МГУ, но в Москве его не оставили, и он уехал работать и жить в Кострому. В 1970-е Дедков — зам. гл. редактора газеты «Северная правда», с 1976 года — ответственный секретарь Костромского отделения Союза журналистов.
Он вёл дневники с середины 1950-х. В 1
...
Читать дальше »
|
Рыбу в Галичском озере, которое носило мерьское название Нерон, ловили с незапамятных времён. Основной снастью для ловли рыбы была мОрда (народный разговорный язык), реже её называли вЕршей или кучУгой (слово, видимо, тюрского происхождения), а в качестве плавсредств применялись кОротни, долблёные из ствола дерева корытины, и, плоскодонные, наборные из досок, Ялики. (ед.ч. Ялик) Слово, видимо, образовалось от мерянского слова ЯЛ - деревня. (Стефан Кузнецов - «Древняя история меря, весь, мурома. Русская историческая география», MERJA PRESS, Москва, 2013 г)
Морды изготовлялись из ивовых прутьев, перевязывались лыковыми верёвками. Их и сейчас можно встретить в деревнях, расположенных по берегам рек. Наибольший расцвет Рыбная слобода получила в конце XYII
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 20 21 22 23 24 ... 76 77 » |