27 января во Дворце князя Олега Рязанского кремля начала работу археологическая выставка, знакомящая зрителей с финно-угорской культурой рязано-окских могильников. В эпоху раннего средневековья, в II-VII веках нашей эры, на территории Рязанского Поочья жили финно-угры. Сегодня материальное наследие народности считается одной из ярчайших страниц в истории региона и одним из самых ярких явлений в финской археологии лесной зоны России в целом.
Благо материала для изучения финно-угры оставили предостаточно — на нынешний день учёные знакомы с сорока погребальными памятниками рязано-окского типа, в которых изучено более трёх тысяч погребений. Территория исследуется с конца XIX века и постоянно являет миру все новые шедевры ушедшей эпохи.
...
Читать дальше »
|
Рассказ в сегодня пойдёт о далёком, расположенном на северной окраине Костромской земли, селе Судай и его пригороде. Судай — одно из древнейших поселений этого края, сформировавшееся на основе древней крепости, а затем города. Историческая застройка села в наши дни представлена одно-двухэтажными домами конца XIX - начала XX вв., с мезонинами-светёлками, с богатой пропильной и накладной резьбой в убранстве фасадов. В пригороде Судая мы посетим незаслуженно обделённую у редких туристов деревню Буболино, где сохранились уникальные дома зажиточных крестьян — типичные представители жилища, характерного для мерянского Севера. И последним побываем в урочище Воскресенье-Глазуново, с находящимся там одиноким интересным храмом.
Перед тем как попасть в Судай, в
...
Читать дальше »
|
Маленький Данилов на севере Ярославской области не спивается и не вымирает. Он играет в хоккей. Четыре взрослые, две детские команды и собственный хоккейный чемпионат. Для российского города с населением 15 тысяч человек это, мягко говоря, необычно. Двухэтажные купеческие дома XIX века, белые каменные торговые ряды, белый же компактный храм с колокольней. И много пушистого снега повсюду — реагенты тут не используют. С наступлением темноты на улицах исчезают люди и машины, только фонари яркими светодиодами освещают пустые заснеженные улицы. Данилов лег спать пораньше, чтобы на утро проснуться бодрым к своему главному событию.
«Автобилист сильнее всех! Дави Медведя!
Автобилист лучший, Медведь худший!
Автобилист сильней, Медведь слабей!&ra
...
Читать дальше »
|
Костромской писатель Игорь Дедков с 1950-х по 1990-е вёл дневник жизненных наблюдений. Отдельные его впечатления — о дефиците еды в своём городе. Дедков показывает, как постепенно, начиная с 1970-х, российская провинция нищает, люди не могут купить себе даже молока, мясо пропадает вовсе. Глубинку накрывает мрак безысходности.
Игорь Александрович Дедков родился в 1934 году, в Кривичской земле, в Смоленске. Окончил в 1957 году факультет журналистики МГУ, но в Москве его не оставили, и он уехал работать и жить в Кострому. В 1970-е Дедков — зам. гл. редактора газеты «Северная правда», с 1976 года — ответственный секретарь Костромского отделения Союза журналистов.
Он вёл дневники с середины 1950-х. В 1
...
Читать дальше »
|
Рыбу в Галичском озере, которое носило мерьское название Нерон, ловили с незапамятных времён. Основной снастью для ловли рыбы была мОрда (народный разговорный язык), реже её называли вЕршей или кучУгой (слово, видимо, тюрского происхождения), а в качестве плавсредств применялись кОротни, долблёные из ствола дерева корытины, и, плоскодонные, наборные из досок, Ялики. (ед.ч. Ялик) Слово, видимо, образовалось от мерянского слова ЯЛ - деревня. (Стефан Кузнецов - «Древняя история меря, весь, мурома. Русская историческая география», MERJA PRESS, Москва, 2013 г)
Морды изготовлялись из ивовых прутьев, перевязывались лыковыми верёвками. Их и сейчас можно встретить в деревнях, расположенных по берегам рек. Наибольший расцвет Рыбная слобода получила в конце XYII
...
Читать дальше »
|
Однажды в пасхальную ночь 1334 года галицкому князю Федору Семеновичу и игумену Афанасию явилось знамение. Увидели они на северо-западной стороне “свет велик сияющ аки заря” и услышали “глас с небеси”. Князь снарядил экспедицию в поисках чудесного места и однажды, на таежном берегу реки Костромы путешественники увидели чудесную лань. На месте этом князь повелел воздвигнуть церковь Воскресения основать монастырь. Невдалеке от чудесного места обнаружены были соляные источники.
Соляные варницы мог построить любой предприимчивый человек, и очень скоро вокруг монастыря вырос богатый посад. Так начинался город который вначале именовался просто Соли, потом - Соли Галицкие; ныне он - Солигалич. Россия расширялась, открывались новые соляные месторо
...
Читать дальше »
|
Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие аспекты традиционных ценностей.
Кусь - река в Костромской области, приток Нёмды. Название перекликается с мерянским «кузь» и финским «kuusi» - ель, ёлка. По данным археологии, бассейн реки Кусь входил в состав мерянской этнической территории. В то же время, для заволжских меря нередко употребляли термин Чудь или Чудца. Вероятно, это память об участии в становле
...
Читать дальше »
|
Прошёл Зимний Cолнцеворот, дни начнут прирастать, а ночи убывать – начался новый цикл Жизни. Именно по Cолнцу и Луне, всегда ориентировались наши Предки. Именно от этих Солнечных фаз с учетом фаз Луны ведут свой отсчёт и мерянские этнофутуристы. Сегодня ростовские активисты из группы "Шавыш-водыш" провели на Сарском городище, на месте древней столицы Мери, перформанс-камлание посвященный Йолу.
Знаете, кстати, как зовут финского Деда Мороза? Йолло-пукки, то есть Ёлочный дед. А у нас в Верхневолжье испокон века Йолсом звали "лесного деда" (Ярославский областной словарь. Мельниченко Г.
...
Читать дальше »
|
Многие восхищаются праздничным великолепием верхневолжской провинции, которое блестяще передал на своих полотнах Борис Кустодиев. Его “Русская Венера”, “Купчиха”, “Девушка на Волге” вообще считаются чуть не символами особенной, сильной, демонической северной красоты. А знаете ли вы, что художник черпал свое вдохновение в нашем Мерянском краю?
Красноармеец Илья Тутаев, носящий фамилию происходящую от мерянского дохристианского имени Тутай, ничего плохого городу не сделал и не его вина в том, что старинный город (Осенью этого года Тутаев был снова переименован в Романов-Борисоглебск) однажды переименовали в честь этого молод
...
Читать дальше »
|
Заведующий кафедрой общей социологии Высшей школы экономики Никита Покровский о миграции из мегаполисов в провинцию. Ровно то, о чем мы писали весной 2013 года - "Где москвичи будут жить в будущем". Хотя мы не столь оптимистичны, как уважаемый социолог. Например, видим мощный ограничитель в отсутствии быстрой высокотехнологичной медицинской помощи в той самой постмерянской глубинке.
Образованные, состоявшиеся в профессии люди все чаще уезжают из больших городов, где их не устраивает плохая экология, транспортный коллапс и бешеный темп жизни. Новые переселенцы, в отличие от прежних дауншифтеров, не отказываются от карьеры и не сжигают социальных мостов – они просто выбирают себе то место, где им комфортно жить, и работают на удаленке. Это происходи
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 21 22 23 24 25 ... 77 78 » |