Ведущие археологи центральной России собрались во Владимире. В Палатах вчера стартовал двухдневный семинар "Археология Владимиро-Суздальской земли". Организаторами семинара, проводимого во Владимире с 2007 года, являются Институт археологии РАН (г. Москва) и ФГБУК «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Учёные говорят не только о важнейших открытиях последних лет, но и о "болевых точках" - "черной археологии".
Основные цели и задачи научно-практического семинара - представление и обсуждение результатов новейших археологических исследований финно-угорских и древнерусских древностей Владимиро-Суздальской земли и сопредельных территорий, а также арх
... Читать дальше »
В своем интервью костромской журналист, издатель и главный редактор издательства «Инфопресс» Евгений Борисович Шиховцев рассказывает о своих мерянских корнях и изданной им книге "Мерянский язык".
Вы были первым издателем выпустившим книгу О.Ткаченко "Мерянский язык" у нас в России. Какова была эта история? Почему Вас, потомственного костромича, заинтересовала тема давно умершего мерянского языка?
В конце 1990-х я носился с идеей создать многотомный сборник всей хорошей литературы по костромскому краеведению и составлял для этого проспект-библиографию. Начинать я планировал далеко не с мерянских
... Читать дальше »
Игорь Исаев — старший научный сотрудник отдела диалектологии и лингвистической географии Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. В сфере его научных интересов русская диалектология, этнолингвистика и диалектологические экспедиции.
— Мы решили обсудить диалекты и языковую политику. Что входит в понятие «диалект»?
— Важно сразу отметить, что мы с вами будем говорить только об одной разновидности диалектов – это диалекты территориальные, т.е. те, которые имеют отличительные особенности, связанные с территориальным варьированием. Также существуют диалекты социальные – жаргоны, которые не имеют отношения к теме нашей беседы.
В познавательном интересе к этому месту нет ничего необычного и ничего обязательного. Минимум краеведческих знаний вменяется школьникам и т.н. «местной интеллигенции», но не более того, так что можно прожить где угодно всю жизнь, не зная об этом «где» ничего за пределами минимума, необходимого для обеспечения повседневного жизнеобеспечения. Краеведение — это возможность, открытая перед теми, кто чувствует интерес или потребность в ориентации относительно того места в пространстве и времени, где они проводят свою жизнь.
2. Краеведение — это универсалистская практика насыщени
... Читать дальше »
В 1991 году вышла в свет моя первая книга по топонимике под названием «Язык земли Вологодской», где я позволил не согласиться с господствовавшим тогда толкованием топонима Вологда как «Белая», от вепсского слова vauged. Всё дело в том, что в названии Вологда чётко выделяется основа вол– и окончание огда, а перевод с помощью вепсского vauged этого обстоятельства не учитывал. Основа вол– только на территории Вологодской области встречается в названиях таких рек, как Волбаш, Волга (есть такая в Бабаевском районе!), Волгуж, Волдуж, Волога, Волома, Волонга, Волташ и Волша. Окончание огда (с вариантом егда) также имеется в целом ряде гидронимов: две Шогды протекают в Бабаевском и Нюксенском районах, а за пределами нашей области есть реки Шижегда, Вычегда,
... Читать дальше »
Ты — Гойя? Снег был чистый, как в лесу. Только укатанный на дороге и утоптанный валенками там, где ходили редкие прохожие. Старинные кирпичные дома скупой провинциальной архитектуры, деревянные срубы с резными наличниками, под плавными белыми шапками сугробов на крышах, чистые дымы из труб и огромные посеребренные дождями, морозом и солнцем поленницы веяли спокойствием и неторопливостью.
Сидящие на деревьях черные птицы временами внезапно взмывали в белое небо, кружились над куполом церкви без креста, над старинной пожарной каланчой, и вновь рассаживались на голых ветвях загадочными и беспорядочными нотами. Музыка, впрочем, была слышна. Негромкая.
«И графика пейзажей,/Изображенных сажей/На воздухе
... Читать дальше »
Бизнес “на крови” идет ни шатко - ни валко. Но тем, кто причастен, на жизнь хватает. За те деньги, что могут заработать многочисленные торговцы в течении навигации, вполне можно отвести зимой душу, лежа у телевизора на мягком диване. Или съездить на Красное море и залечить нервный лицевой тик, следствие “американской дежурной” улыбки. 400 000 туристов в год - и каждому надо улыбнуться. А ведь еще здесь каждого хлебом-солью встречают (правда уже не индивидуалы, а музейные работники) В Угличе и торгаши, и музейщики давно освоили это искусство: имитации доброжелательности. Я не злорадствую, светлей становится на земле от любой улыбки.
Пройдешь по этой тропе наживы - от пристани до Кремля - и ощущаешь себя немного иностранцем. Потому что все т
... Читать дальше »
С учетом нынешнего уровня интернет-дискуссий этот текст представляется нам любопытным. Когда спорящие с видом глашатаев истины цитируют Б.А. Рыбакова или П.Н. Третьякова, заявляя, что те, кто несогласен - противоречат науке, то им стоит хотя бы узнать актуальное мнение академической науки по вопросам, связанным с формированием древнерусской культуры, колонизацией и финно-славянскими взаимоотношениями. Такое мнение существует, оно аргументировано, его нельзя не принимать во внимание и в любом случае оно заслуживает большего доверия, чем "славяноязыческое фэнтэзи":
Этнокультурная ситуация и проблема формирования древнерусской культуры
Культура центральных районов Суздальской земли XII – перв
... Читать дальше »
В памятниках древнерусской письменности наиболее ранняя фиксация этнонима мещера отмечена в Палее толковой (XIII в.; списки начиная с XIV в.) [Палея... 2002: 164]. Под 1298 г. Родословная книга сообщает о завоевании Мещерского края монголо-татарами: «в лѣто 6706 князь Ширинский Бахметъ, Усеиновъ сынъ, пришелъ из Большой Орды в Мещеру, и Мещеру воевалъ и заселъ ее». В летописях оним Мещера впервые появ-ляется в XV в.: «а по Оцѣ по рѣцѣ, гдѣ потече въ Волгу во Влъгу, сѣдить Мурома языкъ свой, Мещера свой, Мордва свой языкъ» [ПСРЛ: V 84, VII 263], Софийская первая, Воскресенская летописи; «Того же мѣсяца здѣланъ градъ древянъ въ Мещерѣ на рѣцѣ на Мокшѣ» [ПСРЛ: VIII 291], 7044 (1536) г., Воскресенская летопись. Обращает на себя внимание как относительно позд
... Читать дальше »
Есть в Залесской земле места, которые не поражают воображение броской, пестрой красотой, но в которых отдыхает, успокаивается наша глубинно-финнская душа. Кажется, что тишина и покой издревле поселились в них. Одним из таких мест является небольшой городок с мерянским название Чухлома, что уже более половины тысячелетия стоит на берегу огромного ледникового озера между Галичем Мерьским и Солью Галицкой.
Первую, по-настоящему серьёзную версию о возникновении г. Чухломы выдвинул чухломской краевед Л. Н. Казаринов (1871 – 1940 гг.). В своей работе «Прошлое Чухломского края», опубликованной в 1929 году – накануне разгрома костромского краеведения и ареста самого Л. Н. Казаринова, – он писал: