“Макарьев - истинно русский город...” Когда макарьевцы это говорят они придают своим лицам таинственно-задумчивое выражение. И только единожды один откровенный человек “отрезал”: “Город наш - истинно сонный”. Не знаю уж, чем Макарьев истиннее Старой Руссы и соннее Лальска, к примеру, но людям, в конце концов, виднее.”Геннадий Михеев.
Чем славен Макарьев на Унже? По мимо обители основанной святым Макарием в 15 веке, например тем, что тут широко был развит промысел изготовления валенок. На долгие месяцы, собираясь в артели по 6-8 человек,
... Читать дальше »
Святилище “Разбойничья гора”. Автор у так называемого “каменного колодца”. Сентябрь 2014 года.
Уже не первый раз нижегородская тайга преподносит участникам Ветлужской археологической экспедиции ННГУ загадочное открытие. Поэтому мы совсем не удивились, когда нам позвонили старожилы из Варнавинского района: “Приезжайте на Хмелевский кордон, не пожалеете! Покажем вам место заветное. Камни там, в аккурат, человеческими руками выложены. Урочище это от посторонних глаз в дремучем лесу сокрыто, неподалеку от берега древней реки Лапшанги”.
Кто, когда и зачем создал этот удивительный каменный комплекс? Может быть, лихие разбойники некогда пометили так границу своей территории? Или это остатки
... Читать дальше »
В настоящей статье идет обращение к возможности участия племенной группировки поволжских финнов - мери в процессе политогенеза Древнерусского государства на основании широкого округа источников.
В последнее время отмечается пристальное внимание к финно-угорскому племени меря, причем, как в рамках культурологического импульса [1, 2], так и в ключе традиционных, историко-археологических штудий.
В недавней работе В.С. Кулешов еще раз вернулся к проблеме летописного племени меря в знаменитом «Сказании о призвании варягов». Мысль о не тождественности мери «Сказания…» мере этнографического введения к «Повести Временных Лет» (далее – ПВЛ) в принципе не нова [3], еще И.П. Шаскольский отмечал в полемике с
... Читать дальше »
15-16 ноября в городе Плёс Ивановской области состоялась организованная плесским Музейным центром археолога Павла Николаевича Травкина Межрегиональная конференция «Исторические корни русской культуры Верхнего Поволжья».
В конференции участвовали как академические учёные, так и любители истории своей малой Родины. Без преувеличения можно сказать, что плёсская конференция дала новый импульс к изучению тысячелетней истории коренных финно-славянских территорий Российского государства и в дальнейшем будет способствовать возрождению чувства гордости и уважения к нашей древней истории, традициям и культуре.
Меря – древнерусское летописное финно-угорское племя, населявшее в VI – XV вв. район озёр Неро и Плещеева: «а на Ростовьскомъ озере Меря а на Клещине озере Меря же»1.
Подавляющее большинство предметов вооружения летописной «ростовской» мери, найденных археологами, происходит с территории мерянского племенного центра – Сарского городища, располагавшегося к югу от Ростова Великого в излучине реки Сары и сопутствующего ему могильника (Ил.1)
Ил.1
Это городище начинает свою жизнь как мерянский племенной центр, затем в период активного славянского освоения ст
... Читать дальше »
Как и зачем возрождают умершую костромскую роспись в детском центре «Чудь»
Мерянские маляры-отходники, основоположники домовой росписи, еще в XVII веке расписывали избы зажиточных купцов. Их метод лег в основу знаменитых на весь мир уральско-сибирской и вологодской росписей.
В начале XX века этот народный промысел был практически утерян, а вклад костромских мастеров незаслуженно забыт. Корреспондент «Русской планеты» побывала в школе народных ремесел «Чудь», где возрождается костромская скорописная двухцветная роспись, и поговорила с хранительницей народного промысла Светланой Панфиловой.
В настоящее время накоплен значительный материал, необходимый для интерпретации одного из загадочных элементов языческого погребального обряда Волго-Окского междуречья и Аландских островов — глиняных имитаций звериных лап. Эти находки известны со времен широких раскопок, проведенных А. С. Уваровым и П. С. Савельевым в Суздальском Ополье. (1)
В конце прошлого века началось полевое изучение Ярославских могильников (Тимеревского, Михайловского, Петровского). Автором первых больших раскопок был ярославский краевед И. А. Тихомиров. В курганах, исследованных им, обнаружены глиняные лапы, а также кольца, несомненно связанные с первыми и являющиеся отражением одного и того же культа. (1) В дальнейшем количество этого материала непрерывно возрастало — ныне лапы найдены уже в
... Читать дальше »
В НовГУ имени Ярослава Мудрого в воскресенье 5 октября прошел III Фестиваль языков — культурно-просветительское мероприятие о языках и языкознании, рассчитанное на широкую публику. Это некоммерческое мероприятие, в ходе которого зрители могли узнать о самых разных языках и разделах языкознания, представляемых в виде коротких уроков-презентаций.
В этом году на фестивале состоялось более сорока уроков-презентаций, в ходе которых спикеры-носители разных языков поделились с гостями Гуманитарного института секретами грамматики, произношения и орфографии новых языков.
Камень следовик у другого святого источника близ реки Кихтолки
Портал Merjamaa представляет своим читателям интервью с петербуржцем Вячеславом Мизиным, исследователем культовых камней Ингерманландии и Севера, автором нескольких книг,фильмов и фотовыставок.
- Древние почитаемые места в Ингерманландии - сколько их и какие они?
- Вопрос очень хороший, на вид простой, но на деле сложный. К почитаемым природным объектам у нас относятся культовые камни, целебные источники,
... Читать дальше »
Среди многочисленных женских украшений из погребений Крюково-Кужновского финно-угорского могильника VIII—XI вв., хранящихся в Моршанском районном краеведческом музее, выделяется одно поясное украшение. Это бляха с дверкой, происходящая из погребения 39. Бляхи с дверкой довольно часто находят в женских древнемордовских, муромских, и мерянских погребениях. Они лежат на тазовых костях или грудных отделах женских скелетов. Таково было расположение и характеризуемой бляхи.
Она представляет собой широкое кольцо, склепанное из бронзовой пластины шириной 4 см. Диаметр бляхи 13 см. Диаметр дверки 5,7 см. Дверка круглая, впереди имеет язычок треугольной формы, длина его 1/5 диаметра дверки. У перехода язычка в дверку он сужается, образуя небольшие округлые выемки. Сзади дверка имеет
... Читать дальше »