Река Унжа, Унженское городище, Макарьев, курганы предков, синяя костромская тайга. Это в той части России, о которой не говорят на страницах глянцевых журналов и в теленовостях. На границе Костромской, Нижегородской области есть дивный затерянный, патриархальный мир, где дети на улицах поселков сами подходят к тебе и говорят “Здравствуйте”, девушки с чуть раскосыми глазами, рыжими волосами и веснушками мило тебе улыбаются, мужики степенны и немногословны, а гостю в знак особого расположения могут поднести драгоценную мерянскую черную соль.
Это Унжа-река, зеленое море лесов с редкими пыльн
...
Читать дальше »
|
Кохма. Город в Ивановской области. По легенде, поселение существовало здесь ещё «во времена татар». Первое письменное упоминание – 1519 год. В конце 16-нач.17 вв. – село во владении князей Скопиных-Шуйских. В сер. 17-нач.18 вв. – церковное владение. С 1720 г. – один из центров полотняного производства. К 1917 г. – крупный фабричный посёлок. С 1925 г. – город. Предприятия: хлопчато-бумажный комбинат «Кохма-текстиль», льно-прядильно-ткацкая фабрика «Ленок», завод строительных машин «Строммашина». Население – 29,4 тыс.чел.
Intro. «Кохма ила»
...
Читать дальше »
|
20-21 марта. День Весеннего Равноденствия. Праздник Солнца и Весны. Шошо пайрем дене! В этом году на праздник Весны выпало редкое небесное явление: полное солнечное затмение. В Мерянии Луна (Кув) закроет Солнце (Кече) приблизительно на 2/3. Начало действа - после 12 часов дня (в Москве - в 12:12). Апогей - в 13:20. Завершение - в половине третьего.
В Питере максимум затмения будет в 13:13. В Мурманске - в 13:18. В Архангельске - в 13:24. В Нарьян-Маре- в 13:32. В Пер
...
Читать дальше »
|
Поиск специфически мужских проявлений народной северной культуры естественным образом ставит в центр внимания область мужского эзотеризма. В нашей культуре она не была в целом оформлена в ярко выраженные социальные структуры мужских союзов (хотя это прослеживается в мужских объединениях офеней, жгонов, крестьян отходников Мерянской территории и Чудского Севера). Тем не менее существовала обширная сфера мужской магии, которой мы и посвятим настоящую статью. Наше внимание сфокусировано на понятии Тайной Силы, выражающем основополагающий принцип мужской магии и вводящем ее в контекст таких краеугольных составляющих мужской идентичности, как физическая сила и военная власть.
Мужская магия была традиционно тесно связана с некоторыми профессиями (напр., пастуха,
...
Читать дальше »
|
Российский солдат срочной службы знаком с "перловкой" не по своей воле. Плохо сваренная каша тяжело ложится в желудок, за что солдаты прозвали перловку "шрапнель". "Получить заряд шрапнели" в живот - невеселая солдатская радость.
Перловкой кормят по причине дешевизны ячменной крупы. Дешева же перловка потому, что ячмень урожайнее пшеницы в полтора раза, неприхотлив к условиям и имеет самый короткий срок вегетации из зерновых. Растет ячмень и успешно плодоносит вплоть до полярного круга. Особой возни с его возделыванием нет, требования к обработке почвы и удобрениям - минимальные.
Что следует особенно отметить: по своему составу ячмень - это самый богатый аминокислотами злак. Вдобавок по пищевой ценн
...
Читать дальше »
|
Сегодня 7 февраля - День зимних видов спорта в России. Этот день Россия впервые начинает отмечать в 2015 году - что удивительно для страны, на лыжи и коньки вставшей в незапамятные века. В исторической экспозиции Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" мы видим мерянские коньки тысячелетней давности. Не из металла, не из пластика - а из кости. Но они прекрасно выполняли свое назначение - помогали хозяину вихрем нестись по ледяной глади зимнего озера Неро.
А вот конькобежец почти современный - фарфоровая фигурка, тоже из коллекции "Ростовского кремля", увидеть ее можно вместе с прочими подобными музейными предметами на выставке в Музейной гостиной. Покинув музейные залы, выходим на центральный двор Ростовского кремля, надев
...
Читать дальше »
|
Молодые художники из Костромы и Санкт-Петербурга Андрей Малышев и Валентин Константинов презентовали в старинном верхневолжском городе Любим арт-проект "Мифология малой Родины". Своими картинами они приоткрыли дверь в таинственную предысторию древней Любимской земли. На картинах проекта первые любимцы с городищ на реке Обноре, почти сказочное прошлое этих мест, всего города и даже шире - Северо-Восточной Руси.
В верхневолжских малых городах удачно сочетается городская, деревенская и природная среда. Также мифология изначального мерянско-русского леса в работах арт-проекта оживает и приспосабливается к реаль
...
Читать дальше »
|
Предлагаемая статья посвящена одной из самых интересных гипотез исторической мерянистики, разработка которой имеет определенное значение для русско-финнской истории. Это гипотеза меряно-весьского родства, достаточно давно предложенная в рамках проблематики происхождения веси и мери, но тем не менее до сих пор не доказанная и не опровергнутая.
Любопытно, что в современной исторической литературе утверждение об этом родстве подчас проскальзывает не только в качестве историографического момента, но и в качестве одной из прописных истин, которые витают в воздухе и о которых не стоит задумываться. Ее придерживался (очень, правда, непоследовательно), например, Д. В. Бубрих, отмечавший некогда, что в ПВЛ весь «упоминается всегда в числе волжских этнических групп: после
...
Читать дальше »
|
В результате планомерно проводимых раскопок финских и древнерусских памятников на территории Верхнего Поволжья удается выявлять всё новые и новые обрядовые комплексы, связанные с какими-либо значимыми событиями в жизни древних коллективов. По мере накопления подобных источников возникает необходимость и возможность из интерпретации, которая приобретает, как представляется, дополнительную надежность с привлечением этнографических данных.
В указанном регионе собрано уже достаточно много данных, связанных с верой в магическую силу железных (преимущественно острых) предметов. Железо, согласно древним поверьям, в сочетании с заговором было способно создавать непреодолимую преграду, защищавшую жителей "земного", "дневного" мира от пагубного воздействия потус
...
Читать дальше »
|
Неомерянский активист Мерянь Андю в своей издательской инициативе "Меря пресс" выпустил словарь мерянского языка, а в июне уходящего года - грамматику муромского языка в реконструкции петербургского лингвиста-самоучки Виталия Чернявского, составившего самоучители по нескольким другим финно-угорским языкам (водский, ижорский и т.д.). Мерянь Андю последовательно занимается всеми исчезнувшими народами Центральной России: начав с мерян, он теперь также курирует муромскую, мещерскую и даже чудскую тематику. Очевидно, что после большого движения по реактуализации мери, Андю возьмётся и за мещерскую и муромскую тематики. И если стал возможным выпуск словаря мерянского языка, то инициатор среднерусского новофинского обращения посчитал необходимым взяться и за соседние языки, благо, что Чернявском
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 33 34 35 36 37 ... 76 77 » |