Когда в древней Руси отмечался праздник Новый год? Казалось бы, давно известно: 1 марта, 1 сентября… И всё-де от Византии…
На самом деле даже маленькое уточнение может заставить поднять вопрос заново. Из Византии к нам пришло летописание, а начало сентября и начало марта было всего-навсего началом нового летописного года. Надобно при этом учесть, что подавляющее большинство наших предков летописи в глаза не видела, да и история человечества в нашем центральном регионе начинается отнюдь не с эпохи летописей а как минимум на 24 тысячи лет раньше! Но и в глубокой древности люди испытывали потребность отмерять годовые календарные циклы. Жили они по-другому, имели иные хозяйственные задачи на разные годовые сезоны. И календари были другие. А точка отсчета ново
... Читать дальше »
Несколько лет назад на гражданском форуме «Пилорама» в Перми активисты проекта «Uralistica» взяли интервью у шеф-редактора «Русского журнала» и директора Центра медиаисследований УНИК Александра Морозова. В 2012 году «РЖ» праздновал своё 15-летие. Начавшись как пространство формирования русских концептов и рефлексии русской истории, во многом, с вопроса о том, что такое в новых условиях «Россия» и что значит быть «русским», он продолжает играть роль интеллектуальной инфраструктуры для гуманитарного процесса в России.
В начале 2015 году «Merjamaa» исполнится 5 лет – и все эти пересечения, казалось бы, неслучайны. В эпоху 21 века русское или точнее
... Читать дальше »
В 70-е гг . XX в., после двух десятилетий исследования белозерских памятников X–XIII вв., Л. А . Голубевой был обобщен и систематизирован материал, полученный в ходе этих работ, в результате появилась известная монография «Весь и славяне на Белом озере. X–XIII вв.». Этот труд был большим шагом вперед в решении проблем генезиса и этнической истории веси (Голубева, 1973).
В 80-е гг . XX в. А. Н. Башенькин провел исследовательские работы в бассейне р. Суды, где ему удалось обнаружить и частично раскопать значительное количество могильников и поселений, содержавших материалы культуры финно-угорского населения, датируемые с начала I тыс. н. э. до XIII в. Данные мате риалы б
... Читать дальше »
Финно-угорская топонимика Муромского Поочья изучена слабо. Предшествующие исследователи проблемы неуверенно определяли географические границы Муромского края и неполностью использовали фонд источников. Автор уточняет границы Муромского края и выделяет на его левобережье 33 гидронима и ойконима несомненно финно-угорского происхождения. Особенности этих топонимов свидетельствуют о том, что у летописного племени мурома (VI - XI вв.) был свой язык, который отличался от языков соседних финно-угорских этносов. Вывод автора подтверждает сведения вводной части "Повести временных лет". Согласно данным археологии и судя по отсутствию в левобережье Муромского края характерных древних мерянских, мордовских и марийских топонимов, эта территория была заселена только муромой.
Север мерянской земли это не только красота природы, светлые сосновые боры, мрачные еловые леса, бездонные болота, песчаные гривы, студеные реки и прозрачный звенящий воздух.
Север это в первую очередь люди с их простой красотой, неповторимыми типами лиц, пронзительными глазами из под настороженных бровей, натруженными рабочими руками и коренастыми плотно сбитыми фигурами.
Север это история наших с вами предков, жизнь наших родителей, судьбы наших семей. Север это мы. Север это наше Будущее.
Фотографии жителей окрестных деревень города Макарьева Кос
... Читать дальше »
“Макарьев - истинно русский город...” Когда макарьевцы это говорят они придают своим лицам таинственно-задумчивое выражение. И только единожды один откровенный человек “отрезал”: “Город наш - истинно сонный”. Не знаю уж, чем Макарьев истиннее Старой Руссы и соннее Лальска, к примеру, но людям, в конце концов, виднее.”Геннадий Михеев.
Чем славен Макарьев на Унже? По мимо обители основанной святым Макарием в 15 веке, например тем, что тут широко был развит промысел изготовления валенок. На долгие месяцы, собираясь в артели по 6-8 человек,
... Читать дальше »
Святилище “Разбойничья гора”. Автор у так называемого “каменного колодца”. Сентябрь 2014 года.
Уже не первый раз нижегородская тайга преподносит участникам Ветлужской археологической экспедиции ННГУ загадочное открытие. Поэтому мы совсем не удивились, когда нам позвонили старожилы из Варнавинского района: “Приезжайте на Хмелевский кордон, не пожалеете! Покажем вам место заветное. Камни там, в аккурат, человеческими руками выложены. Урочище это от посторонних глаз в дремучем лесу сокрыто, неподалеку от берега древней реки Лапшанги”.
Кто, когда и зачем создал этот удивительный каменный комплекс? Может быть, лихие разбойники некогда пометили так границу своей территории? Или это остатки
... Читать дальше »
В настоящей статье идет обращение к возможности участия племенной группировки поволжских финнов - мери в процессе политогенеза Древнерусского государства на основании широкого округа источников.
В последнее время отмечается пристальное внимание к финно-угорскому племени меря, причем, как в рамках культурологического импульса [1, 2], так и в ключе традиционных, историко-археологических штудий.
В недавней работе В.С. Кулешов еще раз вернулся к проблеме летописного племени меря в знаменитом «Сказании о призвании варягов». Мысль о не тождественности мери «Сказания…» мере этнографического введения к «Повести Временных Лет» (далее – ПВЛ) в принципе не нова [3], еще И.П. Шаскольский отмечал в полемике с
... Читать дальше »
15-16 ноября в городе Плёс Ивановской области состоялась организованная плесским Музейным центром археолога Павла Николаевича Травкина Межрегиональная конференция «Исторические корни русской культуры Верхнего Поволжья».
В конференции участвовали как академические учёные, так и любители истории своей малой Родины. Без преувеличения можно сказать, что плёсская конференция дала новый импульс к изучению тысячелетней истории коренных финно-славянских территорий Российского государства и в дальнейшем будет способствовать возрождению чувства гордости и уважения к нашей древней истории, традициям и культуре.
Меря – древнерусское летописное финно-угорское племя, населявшее в VI – XV вв. район озёр Неро и Плещеева: «а на Ростовьскомъ озере Меря а на Клещине озере Меря же»1.
Подавляющее большинство предметов вооружения летописной «ростовской» мери, найденных археологами, происходит с территории мерянского племенного центра – Сарского городища, располагавшегося к югу от Ростова Великого в излучине реки Сары и сопутствующего ему могильника (Ил.1)
Ил.1
Это городище начинает свою жизнь как мерянский племенной центр, затем в период активного славянского освоения ст
... Читать дальше »