Сегодня 7 февраля - День зимних видов спорта в России. Этот день Россия впервые начинает отмечать в 2015 году - что удивительно для страны, на лыжи и коньки вставшей в незапамятные века. В исторической экспозиции Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" мы видим мерянские коньки тысячелетней давности. Не из металла, не из пластика - а из кости. Но они прекрасно выполняли свое назначение - помогали хозяину вихрем нестись по ледяной глади зимнего озера Неро.
А вот конькобежец почти современный - фарфоровая фигурка, тоже из коллекции "Ростовского кремля", увидеть ее можно вместе с прочими подобными музейными предметами на выставке в Музейной гостиной. Покинув музейные залы, выходим на центральный двор Ростовского кремля, надев
...
Читать дальше »
|
Молодые художники из Костромы и Санкт-Петербурга Андрей Малышев и Валентин Константинов презентовали в старинном верхневолжском городе Любим арт-проект "Мифология малой Родины". Своими картинами они приоткрыли дверь в таинственную предысторию древней Любимской земли. На картинах проекта первые любимцы с городищ на реке Обноре, почти сказочное прошлое этих мест, всего города и даже шире - Северо-Восточной Руси.
В верхневолжских малых городах удачно сочетается городская, деревенская и природная среда. Также мифология изначального мерянско-русского леса в работах арт-проекта оживает и приспосабливается к реаль
...
Читать дальше »
|
Предлагаемая статья посвящена одной из самых интересных гипотез исторической мерянистики, разработка которой имеет определенное значение для русско-финнской истории. Это гипотеза меряно-весьского родства, достаточно давно предложенная в рамках проблематики происхождения веси и мери, но тем не менее до сих пор не доказанная и не опровергнутая.
Любопытно, что в современной исторической литературе утверждение об этом родстве подчас проскальзывает не только в качестве историографического момента, но и в качестве одной из прописных истин, которые витают в воздухе и о которых не стоит задумываться. Ее придерживался (очень, правда, непоследовательно), например, Д. В. Бубрих, отмечавший некогда, что в ПВЛ весь «упоминается всегда в числе волжских этнических групп: после
...
Читать дальше »
|
В результате планомерно проводимых раскопок финских и древнерусских памятников на территории Верхнего Поволжья удается выявлять всё новые и новые обрядовые комплексы, связанные с какими-либо значимыми событиями в жизни древних коллективов. По мере накопления подобных источников возникает необходимость и возможность из интерпретации, которая приобретает, как представляется, дополнительную надежность с привлечением этнографических данных.
В указанном регионе собрано уже достаточно много данных, связанных с верой в магическую силу железных (преимущественно острых) предметов. Железо, согласно древним поверьям, в сочетании с заговором было способно создавать непреодолимую преграду, защищавшую жителей "земного", "дневного" мира от пагубного воздействия потус
...
Читать дальше »
|
Неомерянский активист Мерянь Андю в своей издательской инициативе "Меря пресс" выпустил словарь мерянского языка, а в июне уходящего года - грамматику муромского языка в реконструкции петербургского лингвиста-самоучки Виталия Чернявского, составившего самоучители по нескольким другим финно-угорским языкам (водский, ижорский и т.д.). Мерянь Андю последовательно занимается всеми исчезнувшими народами Центральной России: начав с мерян, он теперь также курирует муромскую, мещерскую и даже чудскую тематику. Очевидно, что после большого движения по реактуализации мери, Андю возьмётся и за мещерскую и муромскую тематики. И если стал возможным выпуск словаря мерянского языка, то инициатор среднерусского новофинского обращения посчитал необходимым взяться и за соседние языки, благо, что Чернявском
...
Читать дальше »
|
Когда в древней Руси отмечался праздник Новый год? Казалось бы, давно известно: 1 марта, 1 сентября… И всё-де от Византии…
На самом деле даже маленькое уточнение может заставить поднять вопрос заново. Из Византии к нам пришло летописание, а начало сентября и начало марта было всего-навсего началом нового летописного года. Надобно при этом учесть, что подавляющее большинство наших предков летописи в глаза не видела, да и история человечества в нашем центральном регионе начинается отнюдь не с эпохи летописей а как минимум на 24 тысячи лет раньше! Но и в глубокой древности люди испытывали потребность отмерять годовые календарные циклы. Жили они по-другому, имели иные хозяйственные задачи на разные годовые сезоны. И календари были другие. А точка отсчета ново
...
Читать дальше »
|
Несколько лет назад на гражданском форуме «Пилорама» в Перми активисты проекта «Uralistica» взяли интервью у шеф-редактора «Русского журнала» и директора Центра медиаисследований УНИК Александра Морозова. В 2012 году «РЖ» праздновал своё 15-летие. Начавшись как пространство формирования русских концептов и рефлексии русской истории, во многом, с вопроса о том, что такое в новых условиях «Россия» и что значит быть «русским», он продолжает играть роль интеллектуальной инфраструктуры для гуманитарного процесса в России.
В начале 2015 году «Merjamaa» исполнится 5 лет – и все эти пересечения, казалось бы, неслучайны. В эпоху 21 века русское или точнее
...
Читать дальше »
|
В 70-е гг . XX в., после двух десятилетий исследования белозерских памятников X–XIII вв., Л. А . Голубевой был обобщен и систематизирован материал, полученный в ходе этих работ, в результате появилась известная монография «Весь и славяне на Белом озере. X–XIII вв.». Этот труд был большим шагом вперед в решении проблем генезиса и этнической истории веси (Голубева, 1973).
В 80-е гг . XX в. А. Н. Башенькин провел исследовательские работы в бассейне р. Суды, где ему удалось обнаружить и частично раскопать значительное количество могильников и поселений, содержавших материалы культуры финно-угорского населения, датируемые с начала I тыс. н. э. до XIII в. Данные мате риалы б
...
Читать дальше »
|
Финно-угорская топонимика Муромского Поочья изучена слабо. Предшествующие исследователи проблемы неуверенно определяли географические границы Муромского края и неполностью использовали фонд источников. Автор уточняет границы Муромского края и выделяет на его левобережье 33 гидронима и ойконима несомненно финно-угорского происхождения. Особенности этих топонимов свидетельствуют о том, что у летописного племени мурома (VI - XI вв.) был свой язык, который отличался от языков соседних финно-угорских этносов. Вывод автора подтверждает сведения вводной части "Повести временных лет". Согласно данным археологии и судя по отсутствию в левобережье Муромского края характерных древних мерянских, мордовских и марийских топонимов, эта территория была заселена только муромой.
Тема топонимики Муромског
...
Читать дальше »
|
Север мерянской земли это не только красота природы, светлые сосновые боры, мрачные еловые леса, бездонные болота, песчаные гривы, студеные реки и прозрачный звенящий воздух.
Север это в первую очередь люди с их простой красотой, неповторимыми типами лиц, пронзительными глазами из под настороженных бровей, натруженными рабочими руками и коренастыми плотно сбитыми фигурами.
Север это история наших с вами предков, жизнь наших родителей, судьбы наших семей. Север это мы. Север это наше Будущее.
Фотографии жителей окрестных деревень города Макарьева Кос
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 34 35 36 37 38 ... 77 78 » |