С незапамятных
времен у мордвы, издревле населявшей большую часть юга Нижегородской
области, существовал ряд легенд, преданий, сказок, рассказов и даже
песен о том, что давным-давно этот народ и его предки хоронили своих
умерших на деревьях и помостах.
Данные истории и фольклора: Действительно,
некоторые исследователи считают, что у мордвы в глубокой древности
существовали наземно-воздушные погребения. Фольклорные и поздние
этнографические материалы указывают на бытование у этого финно-волжского
народа и его предков обычая захоронения умерших в развилке дерева,
подвешенными на ветвях деревьев или на специально оборудованных
помостах, как это делали до недавнего времени многие народы Сибири и
Дальнего Востока
...
Читать дальше »
|
Чухлома город, районный центр Костромской области. Впервые название Чухлома упоминается в летописи под 1381 г. Город находится на оз. Чухломское, которое в Солигаличской летописи XIV в. называется Чудское. Обычно этот вариант названия позволяет видеть в основе названия Чухлома этноним из ряда чудь, использовавшийся московитами для называния финноязычных народов Московии. В контексте поиска истоков этой топоосновы обратим внимание на одну загадочную и весьма распространённую на Севере лексему «čuhl» имеющую топонимное функционирование. В восточных вепсских говорах берестяной черпак для питья называется čuhlik или duhluine. Оба варианта представляют собой суффиксальные образования от производящей основы čuhl: в čuhluine присутствует продуктивный вепсский деминутивный суффикс -ihe, в čuhlik — суффикс -ik, также с деминутивной семантикой (Hakulinen 19
...
Читать дальше »
|
В
различного рода псевдоисторических рассуждениях, касающихся
исторического происхождения россиян исключительно из славян, теперь модно вплетать и
"гаплогруппы". С легкой руки некоего "ученого" (совсем не
биолога) Клесова, проживающего (как и "академик" Левашов) в США (отсюда
до смешного знакомый приемчик - аппеляция к авторитету "западной науки"
- "американские ученые доказали что русским 4500 лет!") этот вполне
научный метод определения отцовства и династичности стал использоваться
для построений, для которых он совсем не предназначен. В итоге многие
посты содержат чудовищно искаженные результаты его использования. Целью
этого поста я ставил прояснить очевидные моменты, дабы многочисленные,
приводимые авторами к месту и не к месту, ссылки на то что "гаплогруппы
доказали" не были воспринимаем
...
Читать дальше »
|
Вводные замечания. Предметы искусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономического содержания, относятся к высоко информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного населения севера Евразии. Они появляются на раннем этапе верхнего палеолита (» 34–24 000 лет назад – сыйская и мальтинская культуры Сибири; поселение Сунгирь – на севере европейской России; см.: [Ларичев, 1983; 1984; 1993; 1999а и б; 2000]), остаются примечательными изделиями художественного творчества времени раннего и позднего средневековья [Ларичев, 2001а и б; Ларичев, Новиков, 2000] и сохраняются вплоть до этнографической современности [Мазин, Пеньков, 1999].
|
КНИГА ПОСВЯЩЕНА СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА РЯБИНИНА (19.05.1948 - 18.12.2010)
Евгений
Александрович Рябинин — выдающийся исследователь этнокультурной истории
Древней Руси, один из крупнейших археологов-медиевистов, труды которого
вошли в золотой фонд всемирного финно-угорского научного наследия. Е. А. Рябинин защитил докторскую диссертацию «Финно-угорские племена в составе Древней Руси», на основании которой
в 1997 г. вышла в свет одноименная монография. В ней были подведены
итоги многолетних исследований автора по проблеме славяно-финно-угорских
этнокультурных связей. Отдав немало сил и времени изучению
своего родного края — мерянского Верхнего Поволжья, Е.А. Рябинин с
особенным вдохновен
...
Читать дальше »
|
В средневековых письменных источниках, и в первую очередь в летописях, содержатся сведения об иноязычных жителях Руси. Среди них - чудь, весь, водь, ижора, корела, меря, мурома, мещера. Некоторые из этих племен сохранили свое этническое своеобразие, сформировавшись позднее в соответствующие народности. Другие подверглись частичной ассимиляции, не утратив своей самобытности. Третьи, обитавшие на магистральных путях древнерусского государства, полностью исчезли с исторической арены средневековой истории, растворившись в формирующейся древнерусской народности.
Возникшее в IX в. Древнерусское государство объединило в своих границах ряд северных территорий, традиционно населенных финно-угорскими (чудскими) народами. Следствием дальнейшего расширения земель Руси (преимущественно Новгородской и Ростово-
...
Читать дальше »
|
Московский сценарист Сергей Владимирович Диев на грант Минкультуры РФ поставил в Кинешемском драматическом театре первую мерянскую пьесу.
Диев: Мерянская народность тысячу лет назад простиралась от Волги до озера Неро (Ростов Великий), где была столица мерян, захватывая, между прочим, и Москву. Слово «Москва», кстати, по одной из версий — мерянское. Так что все мы немного кинешемцы!
Поэтому я считаю, что спектакль «Русский мираж» можно везти в любой город Центральной России и, конечно, в Финляндию, где происходит часть действия пьесы и где живут наши соплеменники по финно-угорской группе. А далее для справки: финно-угры живут сегодня в Венгрии, Эстонии, США, Канаде, Швеции, Австралии… Конечно, везде необходимо перед спектаклем вступительное слово — пояснение. А то ведь большинство не знает!
Подробности -
...
Читать дальше »
|
Меря и Сибирь? Казалось бы: что может быть общего?! Однако же, топонимический материал Урала и Сибири даёт мощный пласт названий жилых селений и водных объектов мерянского происхождения. Лексический материал сибирских говоров не так богат мерянскими словечками, как в говорах Верхневолжья и Русского Севера. Но, всё же, они встречаются. Антропологически присутствие потомков мери в Сибири так же выявляется. Вспомним, хотя бы, Михаила Евдокимова... Потомки мери шли в Сибирь вместе с потоком первых переселенцев и оставили по себе здесь память в названиях, говорах и облике сибирских "старожилов".
Михаил Евдокимов, уроженец Алтайского края
|
Отличный пост с критикой ненаучной бурды об арийском-индийском происxождении названий Финно-Угорского Севера от piiriniemi - Массовое увлечение мистическими учениями Востока вместе с жаждой сенсаций и отсутствием критического мышления породило распространённый миф о древнеиндийском (санскритском) происхождении названий Севера пропагандируемый и тиражируемый ныне приспешниками фрик-историка Светланы Жарниковой и профессионального юмориста Михаила Задорнова.
Можно услышать: «названия Архангельской области переводятся с индийского языка», «индийский профессор че
...
Читать дальше »
|
Как правило молодой москвич или петербуржец о Стамбуле и Гоа знает больше, чем о Вологде или
Костроме. Жизнь в провинции представляется ему нищей, круглосуточно
пьяной и полной агрессивных аборигенов. Жизнью полностью лишенной исторического измерения и мистической глубины. Однако это не так. Проникает, проникает понемногу в русскую душу горожан хтоническая финно-угорская Русь. Например проникла в душу к Илье Стогоffу – писателю-журналисту, которого мы уже привыкли воспринимать
как ниспровергателя привычных, культмассовых представлений о самых,
казалось бы, известных нам вещах. О музыке, о звездах - в смысле, о
небесных телах, о всемирной истории. В своей книге "Русская Книга" Стогоff рассказывает своему читателю, что то, что мы сегодня называем Россией, тысячу лет назад
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 40 41 42 43 44 ... 76 77 » |