Со времен древнего каменного
века - палеолита - мужскую и женскую одежду украшали орнаментом,
нашивками и разного вида подвесками. И это не только было данью красоте,
как ее понимали люди той поры, но, как говорят историки, носило
знаковый характер. Любой орнамент и подвески имели глубокий смысл и
тайное значение, они призваны были защищать человека от злых сил, в
изобилии населявших окружающий мир.
А вот орнамент изначально возник
как информация о родовой принадлежности. С развитием общественных
отношений такая информация множилась и детализировалась. Лишь к нашему
веку индустриальное общество при массовом производстве товаров
потребления и одежды, казалось, окончательно забыло первоначальный смысл
традиционных для каждого общества орнаментов и украшений, превратив их в
чисто декоративные элементы. Хотя есть и исключения. Например, до сих
пор по расцветке
... Читать дальше »
В 70 километрах от Риги на берегу Даугавы живут потомки одного из самых воинственных финских племен — ливов, которые в далеком прошлом управляли этой землей, совершали магические ритуалы, посылали своих ведьм в ступах в Турайду и бранились с земгалами, селившимися в своих крепостях через реку. Лишь им дано знать истинное будущее, когда поднимется из вод озера Буртниеку древний замок Лаймдоты, а над Даугавой вновь будет слышна песнь утеса Стабурагс…
Многие в Латвии совершенно незаслуженно называют ливов латышами. А ведь они другие, и даже ливский язык, носителей которого здесь осталось всего ничего, по произношению близок к эстонскому и финскому, а по написанию — удмуртскому, марийскому, мордовскому. Ливы, бесспорно, — одна из самых больших заг
... Читать дальше »
Представляем вашему вниманию фотографии весьма
редкого и оригинального клада бронзовых украшений, относящихся к племени – Мещёра, которые жили в среднем течении Оки в период с II по XVII века.
Клад
бесспорно уникальный, очень повезло, что все хорошо сохранилось, не
говоря уже о том, что в таком количестве и сохранности подобные вещи
находят весьма редко. Клад находился в глиняном горшке, что похоже его и
сберегло в целостности. В состав клада входят: более 10 шумящих, более
10 лунниц , 5 браслетов, различные кольца и несколько привесок. ... Читать дальше »
akim_trefilovпишет в паблике vjesmerjamuroma...включение северо-восточных (ростовских) земель в состав Древнерусского государства традиционно рассматривается
... Читать дальше »
Один
из лучших российских дизайнеров, Тёма Лебедев, обратил свой взор на
северную мерянскую столицу - Ярославль. Обратил и сделал городу новый
логотип.
А предстало перед Тёминым взором не только слияние двух
рек: Волги и Которосли, но и "медвежий угол", как сказано в описании к
логотипу. Теперь новый лого графически представляет собой изображение
угла, а также напоминает букву "Я" и "Y". Дизайнер объясняет последнюю
как намек на англоязычное написание города - Yaroslavl.
А кто в уголке том живет? Известно, наш мерянский
медоед (как по-ярославски кличут хозяина окрес
... Читать дальше »
Комментарий блоггера http://pushisty-cactus.livejournal.com
В то время как партия и правительство призывают нас рожат дважды в год
не менее трех детей, Ярославской области к Новому Году закроют семь
роддомов в районных (!) центрах. Без акушерской помощи останутся
жительницы Борисоглебского, Любимского, Мышкинского, Даниловского,
Брейтовского и Большесельского районов.
По словам местных
жителей, женщин предложено госпитализировать в перинатальный центр
Ярославля или роддома сопредельных районов. При этом плановая
госпитализация беременных в эти роддома не осуществляется. Таким
образом, роженицам со схватками придется ехать несколько десятков
километров по не самым лучшим дорогам. На Скорой - это в лучшем случае. А
в худшем - личным автотранс
... Читать дальше »
Меряне из московской общины "Metsa Kunnta" отпраздновали зимний Солнцеворот на Дьяковском городище в Коломенском. Помимо самого городища мы посетили священный камень чашечник в одном из оврагов у Москвы-реки.
О названии праздника пишет историк и археолог Павел Николаевич Травкин:
Название его говорит о многом. Праздник Йол. Совершенно верно: слово однокоренное с "ёлкой", "елохом" (деревом Нижнего мира вообще, например, ольхой). Весьма кстати здесь будет вспомнить, что у наших ближайших сос
... Читать дальше »
Лектор: доктор исторических наук, главный научный сотрудник, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Вадим Винцерович Трепавлов. -
[Ключевский и Мавродин] убедительно доказали, что происходило, по большей части, мирное смешение пришлого [славяне] и коренного [финны] населения. Волны славян как бы перекатывались через финнов, оставляя рядом свои поселки. Конечно, тут неизбежно были смешанные браки, целые роды переходили на славянский - назовем его позднее русский - язык, и конечно, следы этого древнейшего населения остались навеки в русской культуре, да и не только в культуре.
Перформанс посвященный грядущему Солнцевороту с зимы на лето,
он же Новый год, провели мерянские этнофутуристы Москвы с помощью
бубна и айпада на пешеходном мосту "Багратион" через Москва-реку в
минувшее воскресенье. В перформансе приняло участие полтора десятка человек.
"Мост
в мифологии обозначает собой точку перехода, поэтому мы выбрали для
призывания Нового года именно этот объект. А Москва-река, от которой
произошло мерянское название всего нашего мегаполиса - главная артерия
столицы, город исторически развивался вокруг реки", - рассказал
Инфоцентру FINUGOR неомерянский активист Александр Трифонов.
"Мы
представляли собой двух шаманов, один с традиционным бубном обращался к
прошлому, духам предков, уходящего года, а я - ударяя в айпад, призывал
Новый год, наше технотронное Будущее, а также молил духов Интернета
послать нам больше сторонников и друз
... Читать дальше »
Село Введенское, Чухлома кундем в любительской
кинохронике местного жителя Худина Анатолия Анатольевича. Оцифровано и восстановлено 16
декабря 2012 года. Удивительные лица удивительной земли.
Проходят дни, бегут года, И где-то там и тут Шумят большие города, Дороги вдаль ведут. Но сколько б ни было дорог И беспокойных дней, Всегда России уголок Живет в душе моей.
«Как ни зноби мороз, а праздничек
веселый теплее печки пригреет!» говорили у нас в Верхнем Поволжье в старину. Декабрьское
звено праздников, связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями
и сказаниями, начинается 19 декабря зимним Николиным днем.
Это особо
чтимый в народе православный праздник и очень почитаемый святой Никола-бог, Угодник Божий, Никола Милостивый, в народе почитался наравне с Исусом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался... Он покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных
вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах.
С принятием нашими предками мерянами христианства Никола стал преемником языческого бога Нижнего мира, соотносим
... Читать дальше »
В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов Ростов, Нерехта, Борисоглеб, а так же их окрестностей. Сегодня мы переносимся на 150 километров к востоку от Нерехты, на берега реки Корба. Поселок Судиславль находится в 57 километрах от Костромы почти строго на восток по дороге в Галич Мерьский: от него до Галича Мерьского еще около семидесяти километров. Он стоит на реке Корба, впадающей в Андобу, которая в свою очередь течет в реку Кострому.
Андоба впадает в Кострому в районе Красного Бора и села Пустынь чуть выше тех костромских разливов, в которых дед Мазай спасал когда-то зайцев, и о которых только что писал Василий Михайлович Песков в своей традиционной еженеде
... Читать дальше »
1 ноября Муромский музей открыл выставку "Археология Мурома". Она охватывает 11 тысячелетий: с древнекаменного века, когда по берегам Оки бродили мамонты, до XII столетия – героической эпохи богатыря Ильи Муромца. Раскопки древностей на Муромской земле начались с открытия палеолитической стоянки в селе Карачарово пионером русской археологии графом А.С. Уваровым в 1877-1878 гг. и продолжаются до сих пор. Останки мамонтов и шерстистых носорогов, отшлифованные до удивительной гладкости каменные топоры, керамика с узором из «ямочек» и гребней, затейливые бронзовые украшения племени мурома давшего имя самому городу, каролингские мечи муромских воинов и многое другое – вот неполный перечень археологических находок, представленных на выставке.
Фильм Лабаратории научной и учебной кинематографии Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова (1981год) "Свадебный обряд конца 19 - начала 20 века". Обряд воспроизведен на основе экспедиционных материалов института энографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР, собранных в Ярислинна кундем (Борисоглебский, Даниловский, Пошехонский районы Ярославской области). В ролях жениха и невесты С. Зайцева (Рябова) и А. Рябов (оба - п. Борисоглебский)
В фильме «Овсянки» по сценарию и одноименной книге Дениса Осокина двое
мужчин везут мертвую женщину на берег реки, чтобы сжечь тело по
языческому обряду народа меря. На кинофестивале в Венеции в 2010-м,
принесшем фильму несколько призов, в обряд поверили. В России
засомневались: что это за народ такой — меря, живущий на территории
Нижегородской и сопредельных областей, исконных русских землях, и при
этом сжигающий своих мертвых у воды? Нету такого и не было никогда!
И да и нет; обряд, исполненный эротики и лиризма, Осокин действительно
выдумал. А народ меря действительно был и лишь в XVIII веке растворился в складывающихся великороссах.
В Ростове в государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль»
состоялась научная конференция «Древняя Русь и средневековая Европа. Это событие имеет не только
местное, межрегиональное, но и международное значение. Международная конференция, которую государственный музей-заповедник
«Ростовский кремль» организовал совместно с Институтом всемирной истории
РАН, – это венец работы, проведённой в ходе подготовки к 1150-летию
Ростова. В рамках конференции состоялся доклад заведующего археологическим отделом музея-заповедника «Ростовский кремль» Алексея Каретникова: «Включение племенной территории мери в состав
Древнерусского государства».
Алексей Каретников – Этой темой я занимаюсь не первый год.
Она входит в область моих научных интересов. История племени м
... Читать дальше »
Нам продолжает поступать новая информация о
деревенских святынях Костромской Merjamaa, самой загадочной и мало
изученной пока еще заволжской части нашей земли. Сегодня мы расскажем
вам о Святом и Чертовом Бочаге у села Захарово Красносельского района
Костромской области. Информацией о них с нами поделилась участница форума Костромских Джедаев,
жительница Костромы - Анеста. За что её
благодарим.
Село Захарово
примечательно тем, что находится на землях древней Мериновской волости,
существовавшей там в 15-17 веках и имевшей своим центром село Мериново. И
сейчас в Красносельском районе Костромской области сохранился целый
пласт названий мерянского происхождения - Мериново, Ворокшино, Рупосово,
Питягино, Черемискино, Шушково, Сунгурово, Вакорино. Они напоминают нам
о древней
... Читать дальше »
Священная елово-сосновая роща на реке Шаршеньге. Фото Геннадий Михеев
В продолжение темы хвойных деревьев в финно-угорской традиции хотелось бы сказать еще несколько слов о свадебной обрядности как об одной из важнейших в жизни человека.
Свадьба - обряд инициации, умирания в одном облике и возрождения в новом, переход, сакральное действо. Почему же ель как хтоническое начало та
... Читать дальше »
Ингерманландец Валентин Константинов, автор публикуемой нами поэмы "Нойтермаа", пишет о своём творчестве: "Ингерманландия, Водьская пятина, Приневский край…, у этой земли много имен. Она хранит много тайн которые будут раскрыты, и еще больше тех, что не будут раскрыты уже никогда. Я никогда не считал себя поэтом, но гуляя среди руин древних городищ, среди священных курганов смотря на поросшие мхом священные камни нашего северного края, я написал это. Реальны только старые названия мест Нойтермаа, Хайтермаа.. Все так же плещет свои прозрачные воды Киимаярви. А так все было или нет, кто его знает..."
Руна первая Уруз
Остров темный и жестокий Средь болот лежит медведем. Волком он глядит на берег, На волну лисицей брешет, Воем пленных — птиц пугает. Пусть же ветер рот откроет, ... Читать дальше »
Ингерманландия – старое шведское название центральной части современной
Ленинградской области, включающей в себя земли современных
Всеволожского, Ломоносовского, Гатчинского, Волосовского,
Кингисеппского, Тосненского и Кировского районов. В
культурно-историческом плане этот регион окончательно сформировался в
годы шведской оккупации в 17 в.. Основными факторами, объединяющими эту
территорию и выделяющими её из соседних регионов, являются: исторически
сложившееся в 12-16 вв. пограничное расположение между Россией и
Швецией, население финно-угорскими народами водь и ижора, влияние
шведской оккупации 17 в., выразившееся в привнесении лютеранской версии
христианства и заселении финнами переселенными из Финляндии.
Рассматриваемые в этой книге объекты – почитаемые камни, деревья,
источники… менее известны и исследованы,
... Читать дальше »